Новый возраст Минска. Город оказался старше Бреста и чуть младше Витебска

В 2027 году Минская область отметит свое 1030-летие. Белорусские историки наконец-то поставили точку в длительном споре по поводу статуса древнего поселения на реке Менке. В первую очередь им нужно было доказать, является ли место, где был основан Минск, городом или нет. Об этом побеседовали с заведующим отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории НАН, кандидатом исторических наук Андреем Войтеховичем.
— Для меня даже как-то удивительно, что ученые так долгоопределялись со статусом этого места.

— Гипотеза о том, что поселение на Менке является летописным городом Менском, возникла почти 100 лет тому назад. Ее сторонниками являлись многие ученые. Однако белорусский археолог Эдуард Загорульский считал, что это поселение не являлось городом, поскольку оборонительные сооружения, окружавшие его центр-городище, по его мнению, были возведены не раньше XIV века. Главной задачей проведенных нами в 2023–2024 годах исследований было определение точной даты сооружения деревянной оборонительной стены, состоящей из срубных клетей-городней. Позднее на месте этой стены был насыпан земляной вал. Мы взяли более 60 спилов с разных участков стены и провели их дендрохронологический анализ. Из них 10 бревен оказались с древесной корой, что обеспечивает датирование до года. Пользуясь тремя ближайшими шкалами, специалисты Института экспериментальной ботаники смогли вывести даты, когда были срублены деревья: это зимний период 997-998 годов. Что это значит? То есть к этому времени уже был отдан приказ о строительстве города на месте поселения и началась заготовка леса.

Само слово «город» происходит от словосочетания «огороженное место». А огораживали его городнями — стенами, состоящими из срубов — клетей, заполненных изнутри глиной. Подобная система укреплений была классической для древнерусской эпохи. Представьте себе, городни на Менке состояли из двойных срубных клетей каждая размером 10 х 5 м, их высота могла достигать 6-7 м. Кроме этого, с внешней стороны к стене примыкали две дополнительные линии обороны, а с внутренней клети хозяйственного назначения. Таким образом, общая ширина оборонительного сооружения, без учета хозяйственной клети, достигала 14 м.
Можно сказать, что Минская область теперь получит свою «столицу» в виде такого древнего городища на реке Менке.
Чтобы возвести такие масштабные сооружения, потребовался огромный массив леса. При этом для строительства использовали дуб, и вырубался он тотально. Мы видим, что в одном из бревен осталась вживленная челюсть кабана, — это значит, что затронуты были даже языческие святые рощи.

— Давайте напомним читателям, в чем отличие городища от селища?
— Городище — это укрепленный центр, часто расположенный на естественном возвышении, по периметру укрепленный деревянными стенами либо земляными валами. А селище — это поселение, не имеющее укреплений, напоминающее обычную деревню. В нашем случае вокруг укрепленного городища располагались четыре селища, которые являлись городскими посадами.
— Является ли этот город, найденный археологами, летописным Менском?
— По нашему мнению, поселение на реке Менке может являться летописным Менском. На это указывает название реки — Менка, потому что большинство городов древнерусского времени название получали от рек. Чуть меньшее количество произошло от имен князей, типа Заславля, Браслава, и совсем малое — от слова «город», например Новогрудок. Новогородок он раньше назывался, а Новогрудок — это уже польское название.
Теперь массив информации, который мы получили, нужно обработать. Тут и чертежи, дневники, материалы раскопок и прочее. Еще несколько лет нужно, чтобы привести все в систему и опубликовать монографию. Научное сообщество и широкая общественность должны ознакомиться со всеми полученными нами выводами, и тогда можно будет окончательно поставить точку в этом вопросе.
— Почему же этот вопрос завис так надолго?
— Наши российские коллеги тоже всегда при встрече интересовались, почему до сих пор не опубликованы материалы. Помимо этих раскопок, ведь были раскопки на Менке предыдущих годов. Белорусскими историками Георгием Штыховым, Юрием Зайцем написаны отчеты, но результаты так и не были полностью опубликованы — руки не дошли просто.

Однако полученные этими учеными данные также свидетельствуют о том, что поселение на реке Менке может являться летописным Менском, центром Менской волости, который с 997 г. стал городом в составе Полоцкой земли и существовал в этом статусе до конца XI — начала XII века, когда новой столицей уже Менского княжества становится город на Свислочи.
— Почему Минск в итоге «переехал»?
— В городе на Менке мы зафиксировали следы мощных пожаров, связанных с военным нападением. Малое городище было сожжено полностью, на Большом следы пожара зафиксированы в южной части. Оружие, элементы одежды, посуда со следами воздействия огня указывают на то, что эти события происходили в XI веке, и их вполне можно связать с нападениями на Менск в 1067 или 1078 годах. По свидетельству летописи, после 1078 г. в городе не осталось ни «челядина ни скотины». Археологические материалы показывают, что именно в конце XI века город приходит в упадок.

Известно, что Минскую волость князь Всеслав Чародей отдал своему сыну Глебу Минскому в качестве домена. И молодой князь строит новый город на судоходной реке Свислочи, на притоках которой концентрировалось большое количество сельских поселений. Видимо, было проще и выгоднее возвести новый центр, чем восстанавливать опустошенный старый Менск.
Одним из этапов нашего исследования должно быть сравнение материалов, полученных при раскопках города на реке Менке с материалами из города на Свислочи. Но уже сейчас можно сказать, что в первом случае преобладают материалы X-XI вв., а во втором — XII-XIII вв.
Менск оказался на 70 лет старше Минска на Свислочи.
— Историкам все-таки удалось сделать открытие? Или это просто усовершенствовались методы анализа, которые позволили уточнить дату?

Наиболее точным методом датирования в археологии является дендрохронологический метод. В свое время Э. Загорульский проводил дендрохронологический анализ спилов из оборонительных сооружений Минского замчища и пришел к выводу, что эти соооружения были построены в 1060-х гг., до известной битвы на Немиге. Однако уже Г. Штыхов критиковал эти даты, указывая, что анализ проводился по Новгородской шкале. А так как Новгород находится на значительном расстоянии от Минска, то и погрешность датирования может достигать до 200 лет. В наше время создан ряд шкал древесины с территории Беларуси, в том числе с объектов, расположенных недалеко от Минска. К сожалению, укрепления Минского замчища были снесены, и, как показали наши раскопки 2010 г., остатки деревянных укреплений превратились в труху. Поэтому, к сожалению, провести их новый дендрохронологический анализ невозможно.
Радиоуглеродный анализ может давать довольно значительную погрешность, примерно в 200—300 лет. Он достаточно несовершенен и хорош для каменного века, где счет ведется тысячелетиями. А у нас ситуация, когда +/- 50 лет — это уже ошибка, поэтому он, увы, не всегда подходит. Дендрохронологический анализ дает наиболее точную датировку. Теперь мы можем утверждать, что поселение на реке Менке является классическим древнерусским городом, приказ о строительстве которого был отдан не позднее 997 г. Его расцвет пришелся на XI век, а в XII он прекратил свое существование. Сомнений в этом больше ни у кого нет.

В XI веке Менск имел классическую на то время планировку — детинец, укрепленный окольный город, четыре неукрепленных посада.
В конце месяца мы поедем в Санкт-Петербург на большую конференцию, посвященную 65-летию Новгородской экспедиции и вопросам древнерусского города, где я представлю доклад о результатах исследований поселения на р. Менке.
— К каким еще интересным выводам вы пришли? Что было представлено вами в докладе для Совета Министров?

— Вот что еще подтверждает новая датировка. Раньше существовала теория, что это был изначально киевский город. И потом он каким-то образом попал в состав Полоцкого государства, из-за чего возникали конфликты между полоцкими и киевскими князьями. Но мы в процессе исследований нашли два донышка от горшков с личным гербом князя Изяслава Владимировича. На них изображен княжеский знак в виде стилизованного трезубца, на перекрестье которого расположен крест. Такое могло быть только при условии, что сам князь посещал поселение на Менке и для него изготовили специальную посуду. Это свидетельствует о том, что данная территория уже находилась в составе Полоцкой земли и приказ о строительстве нового города отдавался полоцким князем. И поэтому город на Менке, будем условно называть его Менск, являлся порубежным городом с Туровской землей и изначально принадлежал Полоцкому княжеству.
Шкала времени

8–7 тысяч лет д. н. э. — найдены орудия труда эпохи мезолита из кремния. Это самое раннее свидетельство присутствия человека на этой территории.

6–3 тысячи лет д. н. э. — есть предметы неолита, раннего бронзового века.

Середина 1-го тысячелетия д. н. э. — в эпоху железного века, на мысу, который образуется ручьем Дунай и Менкой, возводится небольшое укрепленное городище.
V век н. э. — на место культуры штрихованной керамики приходит так называемая банцеровская культура, вокруг городища образовывается селище.
Вт. половина — конец IX века — самый важный этап — на землю приходят южнославянские племена, и не только с юга, но и с юго-востока.
Вт. половина — конец X века — поселение достигает крупных размеров. В это время активно идет торговля, развиваются ремесла многочисленные, есть представители боярства, дружина. Появляются первые христиане.
997-998 годы — начало строительства города с хорошо укрепленным центром.

XI век — расцвет городища. Гончарное производство приобретает массовый характер, а мастерам было даровано право ставить княжеский знак на донца горшков. Найдено много монет и импортных вещей.

1067-й, 1078-й гг. — пожары и разорение города. Два раза его осаждали и палили киевские войска. И дальше город и селища вокруг ждет только разруха и упадок. Глеб Минский переносит Минск на берега Немиги и Свислочи.

Начало XII века — возможно действовала деревянная православная церковь, христианство распространилось широко.

XVI–XVIII век — жизнь постепенно возрождается, на месте церкви возводится дворцовый комплекс, который постоянно перестраивается. Один из первых его владельцев был магнатский род Полубинских, который владел рядом замков.

XIX век — укрепление вокруг усадьбы окончательно потеряло оборонительные функции.

Почему «Как новая!» не всегда комплимент
Скальпель хирурга, стоматологический бор, а также спирт — необходимые инструменты не только для врача, но и для реставратора.
Завотделом научной консервации археологических артефактов Института истории Национальной академии наук Беларуси Анастасия Костюкевич, бережно очищает предмет древнерусского времени, найденный в ходе раскопок городища у реки Менки. Что скрывается под слоем почвенных загрязнений и пыли? Иногда это остается загадкой для самого реставратора вплоть до самого завершения процесса очистки. Бесформенный на вид, спрессованный ком земли может оказаться в итоге любопытной находкой для любого историка — старинным изделием древних мастеров, например крючком.

— «Выглядит как новая!» — это совершенно не комплимент для реставратора. Поэтому вещь из металла после реставрации обычно темная. Это естественный цвет нормальной, оригинальной поверхности предмета, — говорит эксперт.
Кстати, Анастасия Костюкевич не просто профи в своей работе, она также ведет активную образовательную деятельность. И организовала обучающие курсы по реставрации для сотрудников Академии наук. И даже учит реставрации китайцев.
— Мы готовим сейчас смену для себя и музейщиков, для популяризации реставрации. Чтобы люди знали, какими методами ни в коем случае нельзя очищать стародавние вещи. Ведь какая беда случается? Насмотрятся некоторые на ютубе и начинают очищать кислотой, и ценные артефакты погибают, — говорит завотделом.
Рекомендуем

