Меню

Пришли зрителями — ушли актерами: как в Крупках находят звезд для театрального коллектива

Театр в Крупках
Фото: Фото автора и сканы фрагментов спектаклей ютуб-канала

Театру «Дебют» Крупского районного Центра детского творчества в этом году 17 лет. И новый учебный год для юных артистов был ознаменован несколькими важными событиями. Главное и наиважнейшее — коллектив аттестован на звание «образцового». И еще одно значимое — в открытом республиканском фестивале-конкурсе «Единство» он взял Гран-при. Коллектив представил на фестиваль драматический спектакль «Баллада о крыльях», который был создан по мотивам поэмы Роберта Рождественского «210 шагов».

Журналист «Минской правды» заглянула за кулисы театра и вот что узнала о творческой жизни молодежи в небольшом районном центре Минской области.

Репетируют по 10 часов в неделю — все ради успеха и признания зрителей

Образцовый театральный коллектив «Дебют» в Крупках сегодня — это 20 творческих, талантливых и харизматичных девушек и юношей. Их педагог Наталья Малашкевич — бессменно со старта руководитель, режиссер, сценарист и хореограф творческой команды.

Она рассказывает:

— «Дебют» — ровесник моего сына Максима. Мне в тот год предложили вести сценическое творчество, посчитав этот вид деятельности наиболее близким к профессии журналиста, диплом которого я получила в университете. Решила пробовать, и чуть позже прошла двухлетнюю переподготовку на педагога дополнительного образования. Начинали мы с постановки басен и других небольших сценических зарисовок. Отсюда и начальное название — театр эстрадных миниатюр «Дебют».

Это во время репетиции новеллы про Освенцим

Позже репертуар коллектива значительно изменился. Постепенно пришли к серьезным драматическим произведениям. Темы геноцида и Холокоста сегодня, к примеру, занимают центральное место в постановках. И ребята проживают эти роли на сцене достаточно убедительно. Многие из спектаклей принесли победы в республиканских и международных конкурсах.

— Сейчас на сцену выходит уже третий наш театральный состав, — продолжает Наталья. — Основной костяк коллектива — учащиеся 7-8 классов школ города. В основном девушки. Молодых людей — пару человек, и они постарше — 9-10 классы, пришли в начале учебного года. Чему мы несказанно рады, так как можно сейчас будет ввести в постановки и любовные линии. А еще у нас появился малыш — первоклассник Платон. Его мама давно хотела отдать сына на занятия в театральную студию, но дошколят мы не брали. Зато сейчас школьник активно репетирует в постановке новеллы об Освенциме. Глубину всей трагедии происходящего мы ему пока особо не поясняли. Но Платон знает, что в один из моментов его героя разлучают с мамой (роль которой играет девушка Маша), и что ему нужно плакать. Этот момент придает особую трогательность постановке.

К слову, сами юные артисты признались, что для занятий в театральной студии таланта мало. Что это постоянная работа. Крупчане три раза в неделю по 3-4 часа активно репетируют. И это не все — дома учат роли и доводят до совершенства диалоги и монологи.

Как же тут не перегореть?

Девушки и юноши на этот вопрос отвечают, что главная фишка в том, что на репетиции они всегда спешат с огромным удовольствием. Им интересно вместе. Интересно работать над новой постановкой. Отсюда и сумасшедшая энергетика, которую они посылают зрителям в дни спектаклей и отдают во время конкурсных выступлений. Рассказывают, что большинство из них пришли на занятия в театр после того, как впервые побывали на представлении «Дебюта» в качестве зрителей…

— Это было до мурашек, — рассказывает Полина Филиппова. — Я помню, что пришла на постановку «Анна Франк» и на сцене были мои знакомые. Некоторых актрис знала с детского сада. И тогда же появилось желание выйти на сцену и прочувствовать эмоции именно от выступления. Такое желание было не только у меня. Пришли в театральную студию тогда целой компанией. И нас взяли! И мы до сих пор спешим на репетиции, словно на праздник. Мы ждем четверг-пятницу-субботу, начиная с воскресения.

— На протяжении всего существования коллектива «Дюбют» основные составы менялись уже не раз, — говорит руководитель Наталья Малашкевич. — И это естественно: учащиеся школ становятся выпускниками и после 11 класса уезжают учиться. А театру надо продолжать свою деятельность. Поэтому мы набираем новеньких. Так, в прошлом учебном году к нам и пришла целая компания девчонок 5-6 классов. И мы с ними начали работать над старыми и новыми постановками. Но что особенно интересно. Даже знакомые ранее зрителю спектакли «Дебюта», такие как «Анна Франк», «А зори здесь тихие», «королевы Шиллера» все-таки получаются другими. Те же действия, методика работы, но результат отличается. Спектакли при этом не становятся хуже или лучше. Они просто другие. И в этом их прелесть.

А еще руководитель рассказала, что она в восторге от работы с молодежью. С интересом наблюдает, как они взаимодействуют друг с другом. Но как только коллектив выезжает на фестиваль-конкурс и получает первую победу — рождается команда «не разлей вода».

Сканы спектакля «Анна Франк» и цветы от зрителей

— А еще меня поражает наша молодежь в том, насколько они самоуверенны (в хорошем понимании этого слова), — говорит Наталья Сергеевна. — К примеру, в столичный Дворец железнодорожников на конкурсы мои актеры всегда едут только за победой. Другой исход участия их, наверное, очень бы удивил. Так уверенно они настроены на призовое место. Впрочем, не только там. В прошлом году я даже была в некотором смятении, когда на Открытом международном фестивале-конкурсе «Творчество без границ» в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи на награждение в зал они явились полном составом, не переодеваясь — в сценических костюмах и сели в первом ряду. А когда председатель жюри обратился к присутствующим с вопросом: «Как вы думаете, у кого Гран-при?» Они кричали громче всех: «Крупки». Было бы очень неудобно, если бы это оказалось не так. Но мы действительно тогда взяли главный приз. И вообще, признаюсь честно, мы действительно побеждаем ежегодно не единожды. У нас первые места республиканских и международных конкурсах, очных и заочных. И Гран-при нам достается минимум дважды за сезон. И это не хвастовство — констатация факта. Статистику мы просчитали за последние пять лет, когда у нас в сентябре работала комиссия по аттестации на звание образцового коллектива. Пообщались, посмотрели все награды и было принято положительное решение. Сейчас мы в ожидании документального подтверждения звания, которые получим в декабре. И с этого моменты мы будем называться уже не театр эстрадных миниатюр, а образцовый театральный коллектив «Дебют». Нам очень приятна такая высокая оценка профессионалов. Считаю, что это будет наш новый виток в работе.

Сканы спектакля «Баллада о крыльях»

И к слову, актеры «Дебюта» в ожидании не замерли. Продолжают репетиции. В середине ноября крупчанам-зрителям они представят серию новелл об Освенциме, показав ее на сцене Крупского РЦК. А к концу месяца одну из новелл — «Танец в аду» (историю про балерину Эдит, которая попала в Освенцим) — повезут на суд конкурсного жюри «Бай.фэст».

На сцену только разувшись, а еще лучше босиком

— Как только премьера состоится — начнутся репетиции новогодних постановок, — замечает Наталья Сергеевна. — Декабрь — он такой. Я хотя в душе не очень настроена на детские спектакли, но и тут стараемся выбрать что-то необычное. Преподнести знакомый детям знакомый ранее сюжет в новом видении. Мы ранее показывали мюзикл «Морозко», «Снежная королева», «Путешествие голубой стрелы», «Алису в стране чудес» …

В процессе разговора на себя сам собою обращает внимание факт, что актеры спектакля работают на сцене без обуви. Неужели так удобнее?

Руководитель поясняет:

— Не вы первая обращаете на это внимание. Нам действительно так удобнее из-за привычки, сложившейся годами. Ведь это сегодня, пока у нас в Центре детского творчества идет ремонт и родная сцена недоступна, мы занимаемся в Крупском РЦК. Так вот, у себя «дома» мы всегда снимали обувь и работали на репетициях либо в носках, либо в чешках. И тут мы также разуваемся. И еще многие герои наших спектаклей и по сценарию босые. Так само собою получается при подборе репертуаров. Ну и плюс в этом есть — обувь, необходимую для выхода на сцену, не приходится тогда специально подбирать (улыбается). Ведь спектакль — это не только работа актеров, сценаристов и режиссера. Это еще и подходящие костюмы. Благо, что у нас в Центре детского творчества руководитель одного из кружков — Оксана Коваль — на добровольных началах шьет нам костюмы для выступлений. С ней нам очень повезло. Сами ведь представьте, насколько это кропотливая работа — одеть весь коллектив с иголочки. А в этом году помочь выглядеть достойно на сцене 20-ти (!) актерам театра. Все-таки, еще раз подчеркну, когда работаешь в коллективе, где люди единая команда — это дорогого стоит! Мы, коллеги, всегда переживаем друг за друга и радуемся успехам.

Идеи для постановок не ищем, они приходят сами

В процессе разговора Наталья Сергеевна много рассказывала про ребят, которые раньше играли в постановках «Дебюта». Как одни уходили и появлялись новые. Как приходили ей идеи для новых спектаклей, исходя их «новеньких типажей».

Спектакль «Чучело»

— Когда я увидела улыбчивую и немного застенчивую Машу Пригожаеву, то сразу поняла: так это же Лена Бессольцева из произведения «Чучело»! И тогда нами со сцены впервые была поднята тема буллинга в детском коллективе. И заодно наш коллектив в процессе еще более сплотился. И практически та же история была со спектаклем «Дарья. Сновидения» про помещицу Солтычиху. Девушка, которая играла главную роль — Ольга Дранговская — настолько сумела ее подать, что после ухода артистки из коллектива (она теперь студентка столичного вуза), мы пока не нашли альтернативы среди новых актеров для новой постановки спектакля.

А в завершении разговора Наталья Малашкевич отметила, что работая все годы с коллективом, который имеет много наград и уже весомый возраст, она внутренне до сих пор не считает себя профессионалом в театральной среде:

— В творческой работе профессионал — человек, которые может работать, не дожидаясь вдохновения. У меня так пока не получается. Я ставлю то, что идет изнутри. Пришла идея, я ей загорелась, красочно описала детям — они ее приняли и также зажглись идеей. Сказали: «О, классно!» — и мы работаем. В процессе работы над постановками мы часто даже не замечаем течения времени. Видим, что пора заканчивать, когда нам об этом напоминают родные люди посредством телефонных звонков. А еще интересно, что на самом деле из наших ребят-выпускников пока никто не выбрал профессию актера в дальнейшей жизни. Зато в студенчестве практически все охотно откликаются на предложение кураторов по участию в театральной жизни университетов. Театр для нас — это состояние души, самореализация, вдохновение, и он же помогает нашим детям оставаться уверенными в окружении любой аудитории. Уверена, что этот навык очень полезен им будет всегда.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59