«Голубой экран» ностальгии. Вспоминаем, за что мы любим и ненавидим телевидение

Если ваше детство и юность пришлись на 80-90-е годы прошлого века и на начало двухтысячных, то вы наверняка стали тем самым ребенком, выросшим на телевидении. Бежали со всех ног со школы, чтобы успеть на «Ну, погоди», и просили бабушку выключить «Пусть говорят», а потом сами подсаживались. В честь Всемирного дня телевидения предаемся ностальгии и вспоминаем, за какие заслуги «голубой экран» получил место в сердцах зрителей.
Ели жуков и строили дом, а не любовь
Сталкивались ли вы в детстве с дискриминацией по признаку «смотрел / не смотрел» первый сезон реалити-шоу «Последний герой»? Или, быть может, вы набирали целые ведра песка и волчьей ягоды для участников, чтобы те не голодали? Ах, сколько в этом было наивной романтики! Два племени, разбросанные по одному далекому острову посреди океана, соревнующиеся между собой за право остаться в шоу. Пожалуй, именно этот проект показал неискушенному зрителю, что такое жестокая конкуренция и индивидуализм, ведь нередки были случаи, когда после тайного голосования уходил действительно сильный участник, именно потому что представлял из себя серьезного конкурента.

Между прочим, история «Последнего героя» еще далеко не закончена. С 2019 по 2021 год на телеканале «ТВ-3» вышли 8-10 сезон, судьба одиннадцатого пока решается. А телеканал «ТНТ» запустил проект «Звезды в Африке» с Ольгой Бузовой в качестве ведущей. Кстати, по поводу нее…

Многие ли еще помнят, что «Дом-2» — это не самостоятельный проект с громким названием, а продолжение добротного реалити-шоу «Дом»? Участниками были 12 пар, которые либо состояли в браке, либо готовились к свадьбе. И они действительно строили дом! В этом заключалась суть проекта. Начиная с пятой недели, пары по одной покидали шоу. Голосовали сами участники, выбирали две, на их взгляд, самые слабые пары. А «добивали» этот выбор зрители. Победитель также в проекте был – это Алексей и Рената Пичкалевы из Перми, которые предпочли дому денежный эквивалент в 8 миллионов рублей. Было даже время, когда про них ходили слухи, будто бы из-за этих денег их в итоге жестоко убили. Но, к счастью, сами Алексей и Рената вышли на связь с журналистами и подтвердили факт своего «воскрешения».
Загорелся звездой — и круто попал на ТВ
Такие песни ведь мы напевали себе под нос в начале двухтысячных, когда гремели проекты «Фабрика звезд» и «Народный артист»? Хотя первый, безусловно, перекрикивал все остальные, что не поменялось и сегодня. Пусть по телевизору транслируется уже чуть ли не двадцатый сезон шоу «Голос» и шестой – больше социального проекта «Ты супер!», где в вокальных способностях соревнуются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Да, музыкальных шоу за последние лет пятнадцать вышло бессчетное количество, но старую добрую «Фабрику звезд» никто так и не смог переплюнуть. Идея оказалась настолько проста и идеальна, что как будто лучше уже не придумаешь. Во-первых, отсутствие кастингов, которыми нынче так любят забивать эфиры. Начинающему артисту опыта и поклонников это мало принесет (за редким исключением, конечно), а самое интересное все равно начинается с этапов, когда состав финалистов уже сформирован. На «Фабрике» просто всех заранее отобранных участников представляли на первом отчетном концерте – и так каждый запоминался по-настоящему. Во-вторых, номинации и двойное голосование. Ведь так честнее, когда выбирает и зритель, и сами участники, и даже продюсер (право Вето). В-третьих, полное реалити-шоу. «Фабрика звезд» предоставляла уникальный шанс подсмотреть за обычной жизнью фабрикантов, увидеть, что стоит за каждым из них, и проникнуться не просто артистом, а личностью. Хотя для самих участников это, конечно, то еще испытание.

К сожалению, тот успех «Фабрики звезд» уже не повторить, просто потому что продюсеры нынче весьма утратили свою значимость, а личную жизнь артисты показывают сами – в социальных сетях. Попытка предпринималась в 2017 году, когда телеканал «Муз-ТВ» перезапустил проект. Но рейтингов особых не случилось, а фабрикантов никто особо не запомнил. Из наиболее же успешных музыкальных проектов последнего времени можно выделить «Песни» на ТНТ, которые вернули в эфир формат реалити-шоу. Но во втором сезоне участников в апартаменты в «Москва-Сити» не заселяли, из-за чего проект потерял свою изюминку, а заодно и зрителей.
Большая стирка до свадьбы доводила
А ведь когда-то сегодняшнее ток-шоу «Пусть говорят» называлось «Большая стирка», а через три года переименовалась в «Пять вечеров». К нынешнему же названию пришли только в 2005 году — так давно, что уже не все вспомнят. Программа настолько стремительно набрала популярность, что совсем скоро после появления в эфире переместилась на 17 часов, когда все домохозяйки приступали к готовке ужина, и стала выходить пять-шесть раз в неделю. Да и не обязательно быть фанатом, чтобы произнести голосом Андрея Малахова коронную фразу «Мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать», а заодно вспомнить все мемы про ДНК-тесты, которые так любили проводить в студии «Пусть говорят».

Долгое время достойных аналогов этого ток-шоу на телевидении не было. Ну, разве что «Окна» с Дмитрием Нагиевым, но тут, выражаясь современным языком, трэш постановочный. А потом пошло-поехало: «Мужское/женское», «На самом деле», «ДНК»… Кажется, как такое можно смотреть? А мы все равно периодически любим прильнуть к экрану и посыпать из ведра бранных слов на неплательщика алиментов, которому пятая жена уже восьмого рожает.

А для тех, кто хотел не копаться в проблемах, а смотреть, как люди, их преодолевшие, начинают жизнь заново, были такие программы, как «Давай поженимся», «Модный приговор», «Клуб бывших жен» и многие подобные. И не кривите душой, мол, и за деньги бы не включили. Все мы хоть раз да смотрели какой-нибудь отрывок, разлетевшийся по сети. Кстати, а помните, как «Давай поженимся» вела не Лариса Гузеева, а актриса Дарья Волга? Не помните. А она там целых два с половиной месяца ведущей была.
Плясали на коньках под куполом и поднимались по лестнице знаний
Как ни кидайся чипсами в телевизор, обзывая его пустой тратой времени и причиной ожирения, нужно признать одну его замечательную функцию – вдохновлять людей. Сколько в мире появилось артистов, которые однажды посмотрели «Песню года» и захотели так же! Но пение и актерство – это нечто общее и понятное для всех и каждого. Телевидение же двухтысячных подарило нам любовь и тягу к знаниям, хореографии и другим полезным видам деятельности. Быть может, какая-нибудь закомплексованная девочка, посмотрев передачу «Умницы и умники», неожиданно поняла, что именно в эрудированном обществе станет настоящей звездой. А какой-нибудь стеснительный мальчик, увидев множество красивых танцовщиц в «Танцах со звездами», решился бы наконец-то попросить маму записать его в «бальники».

Да и Беларусь не обошла стороной лихорадка телевизионных проектов. Вспомнить тот же «Звездный цирк», аналог российского «Цирка со звездами», где известные личности пробовали себя в жанре циркового искусства. А как насчет интеллектуальной игры «Один против всех»? Признавайтесь, кто козырял перед знакомыми тем, что сам перед телевизором правильно ответил на все вопросы? Более того, у нас даже был местный «Comedy Club» и юмористический сериал «Наша Belarussia». Золотые были времена.
Нам бы эти мультики лучше отменить
Тем, у кого в двухтысячных было кабельное телевидение, несказанно повезло: их обошел стороной дикий период канала Nickelodeon. Если вы думаете, что мультсериал наподобие «Губка Боб Квадратные Штаны» — это нечто из ряда вон выходящее, то найдите прямо сейчас в интернете и посмотрите мультсериал «Настоящие монстры». Заранее приготовьтесь к тому, что ваш мозг свернется в трубочку и отправится на длительную прогулку по полю маразма. Спать тоже не торопитесь – не дай бог во сне увидите волосатого монстра с глазами в руках. Впрочем, для закалки нервной системы такие мультики — самое то. Зато будете знать, какой больной бывает фантазия у людей и как просто стать незаслуженно знаменитым.

Ладно, не все так плохо на американском телевидении двухтысячных. Вот, например, в мультсериале «Как говорит Джинджер» (про рыжую девочку-подростка с веснушками) в заглавной песни звучали такие строчки: «Кто-то сказал, что трава зеленее у соседей в саду. ˂…˃ Не стоит верить чужим словам — и здесь, и всюду трава одна». Согласитесь, неплохая философия. А как же «Ох уж эти детки!», где дружная орава малышей искала приключения на свою голову? А как же «Эй, Арнольд!», где девочка с монобровью не умела проявлять свои чувства и из-за этого постоянно унижала нравившегося ей мальчика? А как же «Дикая семейка Торнберри», где семья путешественников берет на воспитание ребенка, чьих родителей убили в джунглях браконьеры?

Все-таки и самый глупый канал, производящий контент для массового, безостановочного потребления, имеет свою философию и ценности. Но лучше достаньте с полки пыльную кассету, оцифруйте пленку — и снова окунитесь в мир общего для каждого из нас детства, где были «Чебурашка и крокодил Гена», «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Кот Леопольд» и многие другие.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем



