Как Турция реализует тюркский фактор своей внешней политики
В последнее время Турция проявляет активность не только в попытках урегулирования международных проблем различной сложности, но и стремится объединить вокруг себя этнический близкие народы.
С этой целью 11 ноября в Самарканде созвали первый саммит Организации тюркских государств, ведущая роль на котором, несмотря на место проведения, принадлежала Турции, председательствующей на форуме. Сам созыв саммита стал знаковым событием, потому что Организация тюркских государств выросла из Совета тюркоязычных стран, учрежденного еще в 2009 году.
Примерно неделей позже официальная Анкара начала лоббировать признание Турецкой Республики Северного Кипра, а также предприняла авиационные атаки на позиции курдов в Сирии и Ираке.
В Самарканде участниками саммита была признана роль Турции в качестве посредника для урегулирования украинско-российского конфликта, а сама Организация тюркских государств, в которую наряду с Турцией входят Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан в качестве полноправных членов, а Венгрия и Туркменистан выступают в роли наблюдателей, заявила о себе как о субъекте международных отношений, акцентируя внимание во время дискуссий не только на проблемах, волнующих членов организации, но и на вопросах будущего мироустройства с учетом интересов участников новой организации. Это показала Самаркандская декларация, в которой была выражена готовность государств-участников продолжать сотрудничество в сфере региональной и глобальной безопасности, а также углубления экономических и культурных связей.
У новой организации есть серьезный потенциал к расширению, потому что через Среднюю Азию, Турцию и Южный Кавказ будут проходить логистические маршруты, связывающие различные направления в географически обширной Евразии.
Несмотря на очевидные плюсы от участия в новой организации полноправных членов и наблюдателей, наибольшую выгоду от членства и фактического руководства ей стремилась получить Турция, обладающая самым мощным экономическим, военно-политическим и демографическим потенциалом.
Учредительный саммит Организации тюркских государств указал также на наличие определенных противоречий. Реджепом Тайипом Эрдоганом был поставлен вопрос об организации общей тюркской армии (не получил поддержки со стороны Узбекистана), а также о предоставлении Турецкой Республике Северного Кипра статуса наблюдателя, с чем выразил несогласие президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Это означает, что Турция пока не стала в полной мере тем доминирующим государством, которое единолично может формировать повестку дня Организации, с которой все будут соглашаться.
После саммита Организации тюркских государств Турция сделала следующий символический шаг в деле реализации тюркского вектора своей внешней политики. На учения антитеррористических сил тюркских стран в Ыспарту были приглашены представители Турецкой Республики Северного Кипра. В Самаркандской декларации было записано, что члены Организации тюркских государств «считают турок-киприотов частью «тюркского мира» и приветствуют статус ТРСК в качестве наблюдателя при ОТГ», но после этого представители МИДов Казахстана и Узбекистана опровергали статус наблюдателя непризнанной республики. Турция самим фактом приглашения подразделения ТРСК на учения показала, что имеет на это право, потому что они проходят на ее территории, а также продемонстрировала свою непоколебимую позицию, направленную на стремление «продавить» международное признание Турецкой Республики Северного Кипра.
Таким образом, тюркский вектор во внешней политике Турции, несмотря на наличие разногласий, получил новый импульс в виде создания организационного института тюркской интеграции.
Последние усилия Турции позволяют говорить о том, что Анкара на государственном уровне поднимает статус тюркского фактора до уровня одного из важнейших направлений своей внешней политики. Данный фактор уже в настоящее время используется для решения карабахского, северо-кипрского и курдского вопросов. Также можно предположить, что в Анкаре на достаточно серьезном уровне рассматривают формирование «тюркского мира» в качестве альтернативы вступлению Турции в ЕС, которое отложено на неизвестные сроки. Вероятно и другое: формирование нового «тюркского блока» может стать сигналом для ЕС для ускорения присоединения Турции к объединенной Европе.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!