Единая для Беларуси и России автостраховка — ждать осталось недолго
В уходящем году мы неоднократно поднимали тему обязательного страхования автогражданской ответственности белорусов и россиян. Еще в конце лета автомобилистам Союзного государства начали выдавать «Синие карты» — страховые полисы, пришедшие на смену «Зеленым картам», которые отменили по причине выхода наших стран из международной системы страхования.
Позднее появилась информация, что с 1 октября 2024 года водители Беларуси и России смогут оформить новую — более универсальную и удобную — страховку для поездок другу к другу. Недавно же стало известно, что дата начала функционирования единой автогражданки (ОСАГО), так называемой «Белой карты», немного сдвинулась — на 1 января 2025 года.
Волноваться не стоит
Процесс создания единого страхового пространства — весьма сложная задача, в решении которой задействовано много ведомств. Не удивительно, что он немного затянулся, и для синхронизации со сроками законодательных изменений с РБ профильный комитет Думы РФ рекомендовал новый срок вступления в силу соответствующего закона.
Глава Российского Союза Автостраховщиков (РСА) пояснил: «После принятия закона понадобится не менее трех месяцев для приведения в соответствие иных нормативных актов и внутренних документов, доработки инфраструктуры информационного взаимодействия между национальными автоматизированными системами страхования двух стран в целях обеспечения возможности выдачи электронных полисов ОСАГО с расширением на Беларусь и проверки их действительности на дорогах в другой стране или при ДТП в режиме реального времени, как это предусмотрено Модельным актом и законопроектом».
В РСА также отметили, что расширение российского ОСАГО на нашу страну (и наоборот — покупку белорусами страховки для РФ) будет происходить исключительно по выбору страхователя, соответственно дополнительные деньги за расширение риска по ОСАГО будут платить только водители, желающие использовать эту опцию.
Работающая ныне альтернативная форма страхования — «Синяя карта» — останется по-прежнему доступной автовладельцам, например, для коротких разовых поездок в Беларусь или Россию, для жителей приграничных областей и перевозчиков, постоянно курсирующих между двумя дружественными государствами.
Урегулирование по ДТП (выплата или ремонт), случившемуся в Беларуси, по российскому полису ОСАГО будет оформляться по белорусскому законодательству, которое организует партнер РСА — Белорусское бюро по транспортному страхованию (ББТС): он выставит счет на компенсацию российскому ответственному страховщику.
Отрадно, что российская Национальная страховая информационная система (НСИС) уже готова к расширению ОСАГО на Беларусь. «Мы в рабочем контакте с белорусскими коллегами, которые отвечают за интеграцию информационных систем со стороны республики», — сказал глава НСИС Николай Галушин.
Подытожим: если россиянин после покупки нового расширенного и единого полиса ОСАГО попадет в ДТП в Беларуси, то он должен будет обратиться для фиксации в соответствующие службы республики. Дальше страховой случай рассмотрит Белорусское бюро транспортного страхования, которое уже будет взаимодействовать через оператора страхования АИС с РСА и российскими страховщиками, заключившими соответствующий договор. Аналогично схема будет работать и для белорусских водителей: они в случае аварии зафиксируют ее в российских органах, а наши страховщики рассмотрят вопросы компенсации.
Получается, что совсем скоро автомобилисты Беларуси и России получат новый инструмент, позволяющий им не беспокоиться о несостыковках в работе страховщиков наших стран. Главное, чтобы единое ОСАГО работало четко и беспроблемно. Вот на отладку всех нюансов законодателям и пришлось заложить дополнительное время.