«Мы не обслуга!» Врачи скорой рассказали о ложных вызовах и неадекватных пациентах
Медики едут долго на вызов, не надевают бахилы при осмотре пациента дома, «болюче» делают уколы. Примерно так выглядит топ-3 жалоб на врачей скорой помощи. Всегда ли эти жалобы обоснованы? Конечно, нет. А с чем в своей работе сталкиваются сами медики? Предоставили специалистам Минской области реальную возможность рассказать свои истории и поделиться наболевшим.
Максим Черный, врач выездной бригады:
— Часто говорят об обязанностях врачей, но никто не говорит об обязанностях пациентов. Бывают и вовсе случаи, когда мы вынуждены рисковать своей жизнью, ведь никогда не знаешь, кто тебя встретит по ту сторону двери.
Как-то раз нас вызвали в Воложинский район. Отец позвонил в скорую помощь и сказал, что его дочери плохо. Конкретнее ситуацию прояснить не смог. Бригада тут же выехала. Вместе со мной была фельдшер. В тот момент она была на раннем сроке беременности, где-то 2-3 месяца. Когда прибыли на место, хозяин дома, находясь в неадекватном состоянии, вышел к нам навстречу с обрезом в руках. Наставил его прямо на беременную коллегу. К счастью, мы успели вовремя убежать (разбежались в разные стороны) и вызвали милицию. В результате оказалось, что этот человек имеет психиатрический диагноз и оружием владеет нелегально. Пояснить свои действия он тем более не смог. Каждый раз, когда едешь, надо быть готовым к таким ситуациям.
Часто бывают и ложные сигналы. Недавно нас вызвал пациент с температурой 36,5. Человек прочитал, что норма — 36,6, а у него она оказалась понижена. Значит срочно надо звонить в скорую: «Каб прыехалі паглядзелі». Если брать за месяц, то в процентном соотношении у нас около 70% вызовов — необоснованные. Большинство вопросов можно решить просто, дойдя до поликлиники, но люди, видимо, считают, что мы — это поликлиника на колесах. А те, кому реально нужна помощь, вынуждены ждать.
В 1876 году в Париже были организованы первые ночные пункты при полицейских участках для больных и пострадавших в ночное время.
Анастасия Синкевич, врач выездной бригады, молодой специалист:
— Я работаю на скорой помощи не так давно, но был случай — столкнулась с откровенным хамством. Нас вызвали к женщине, у которой, как она описала, началась аритмия. Мы приехали, измерили давление. Результат — 140/90, что для пациентки является нормой. Однако это не устроило ее сына. Он стал кричать: «Как у нее может быть такое давление?! Я измерял 5 минут назад и там было 180!». Он вырвал у меня из рук тонометр, сам измерил матери давление и по итогу получил то же самое, что и мы. Но, видимо, решил не сдаваться. В мою сторону и в адрес коллег посыпались обвинения в непрофессионализме. Мужчина начал хамить, снимать врачей на телефон и требовать персональные данные. Даже сама пациентка попыталась успокоить сына, потому что его поведение перешло все допустимые грани.
Необоснованных звонков на станцию скорой медицинской помощи, к сожалению, много. Люди живут практически через дорогу от поликлиники и вызывают нас в 4 утра, потому что «у меня уже неделю болит, можете посмотреть?», а потом просят нас выписать рецепт, назначить какое-то лечение, что-то посоветовать, хотя мы не имеем права этого делать. Назначать или менять лечение может только лечащий врач.
После таких случаев и смен я нахожу один способ восстановления — хороший и долгий сон.
Кристина Барсукова, фельдшер выездной бригады;
— Я на скорой уже 9 лет. Встречаются ситуации, когда мы сталкиваемся с угрозами собственной безопасности.
Летом был случай: бригаду вызвали в лес Сенницкого сельского совета к человеку с наркотическим опьянением. Отравление метадоном. Когда пациента нашли, его друг (который вызвал скорую помощь), также находился в неадекватном состоянии. Начал бросаться на врачей, нецензурно выражаться. Это было действительно страшно. К счастью, с нами на тот момент была милиция и сотрудники МЧС. А зачастую на такие сигналы (наркотическое, алкогольное опьянение) нам приходится выезжать без сопровождения сотрудников правопорядка. Хорошо, если в бригаде есть мужчина, но бывает и так, что его попросту нет.
Не всегда люди, к сожалению, отвечают за своих животных. В частном секторе распространенная практика, когда во дворах домов бегают крупные собаки без привязи. Из соображений безопасности просим убрать питомца, но слышим легендарное: «Он не кусается!». Как показывает практика, эти слова часто не соответствуют действительности.
Изъезженная тема – врачей просят разуваться при входе или надевать бахилы. Пациенты и их семьи не хотят понимать, что мы не имеем права так поступать согласно инструкции и технике безопасности. В таком случае просто просим свернуть ковер, но некоторых и это не устраивает. Пока спорим — теряем время.
Сотрудники скорой помощи не обязаны таскать носилки и делают это добровольно.
Евгений Пашкевич, фельдшер выездной бригады:
— Население часто путает службу скорой помощи с амбулаторией, ЛПУ и т.д. Вызывают скорую по 5 раз на день и при этом отказываются от госпитализации.
Могу констатировать неполную защищенность медиков в законодательном плане. Все угрозы, хамство и неадекватное поведение просто приходится терпеть. Если бригада мужская, то люди ведут себя более осторожно и сдержанно, но если только девочки, то тут уже выливается вся грязь.
Была история — нас вызвали к цыганам. Как известно, у этой народности принято жить большими семьями. В тот раз нас вызвали к молодому мужчине, у которого на фоне продолжительного употребления алкоголя развился острый панкреатит. Надо было срочно госпитализировать пациента, но родственники хотели, чтобы мы вылечили его дома. Все доводы пропускали мимо ушей. Они всячески мешали оказывать помощь, не давали забрать человека в больницу. В тот момент брат пациента агрессивно себя вел, хватал меня за форму, но, к счастью, вовремя остановился. В результате все закончилось хорошо, человека мы госпитализировали.
Хуже всего, когда мы приезжаем на указанное место, а там ни пострадавшего, ни того, кто вызывал скорую помощь. Однажды с напарником пешком шли 5 км в одну сторону по лесу между Колодищами и Большим Тростенцом. Искали женщину, которая жила в землянке. Ее, лежащей на земле, нашел турист и вызвал скорую. Надо отдать должное этому человеку, он побежал к нам навстречу, а потом шел и указывал дорогу. Печаль этой истории заключается в недостаточно проработанном взаимодействии с другими службами. Мы нашли эту женщину, предварительный диагноз у нее на тот момент был — острый панкреатит. Она не могла идти сама, надо было транспортировать. Мы позвонили в МЧС — там в помощи отказали (сказали, что не проедут по лесу), позвонили в милицию — тоже отказали. Они полтора часа решали, какому району этот кусок леса принадлежит и кого отправлять на место. В результате никто не приехал. Мы 5 км тащили пациентку на себе, попутно несли медоборудование.
Вопросов, конечно, много. Однако все опрошенные медики единогласно сошлись во мнении, что должна быть введена административная или уголовная ответственность за ложный вызов и за ненадлежащее поведение в адрес врачей.
Главный врач Минского областного центра скорой медицинской помощи Александра Вариводская во многом согласна со словами коллег.
— Мы сталкиваемся с различными неприятными моментами в своей работе, учитывая, что СМП – это экстренная служба. Люди в стрессовых ситуациях часто подвержены эмоциям, которые могут выражаться в крике, нецензурной брани, негативном поведении, но тем не менее бригада приезжает и делает все, что требуется. Мы регулярно сталкиваемся с негативом, но люди не хотят понимать, что у врачей есть клинический протокол, которому они обязаны следовать. От него зависит объем оказания медицинской помощи пострадавшему.
Очень важным, считают врачи, правильно сформированный алгоритм вызова. Если кому-то понадобилась помощь, то самой ценной информацией будет:
1) место произошедшего;
2) короткое и ясное описание того, что случилось;
3) количество пострадавших;
4) состояние человека (в сознании/без, дышит/нет, наличие пульса, беременность;
5) возраст пациента.
И лучше всего, чтобы до приезда врачей вызвавший бригаду оставался на месте.
Возможно, такие откровения помогут нам лучше понять нелегкий труд сотрудников скорой помощи и научат более уважительно относиться к тем, кто спасает жизни. Помимо негатива фельдшерам часто говорят и слова искренней благодарности, спасенные пациенты дают заряд позитива на новые свершения. Хотелось бы, чтобы добрых моментов у врачей было больше.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!