Фюрер обещал за поимку 100 тыс. марок: кто был «Чекурдой», которого боялись фрицы
Обращаю внимание читателей на две фотографии. Одна времен Великой Отечественной войны, фронтовая, на которой на грудь командира Красной Армии в казачьей форме (на нем черкеска с газырями, на стоячем воротнике бешмета петлицы, на которых видны артиллерийские знаки отличия и прямоугольник, или как еще называли «шпала», что означало воинское звание капитана) старший воинский начальник прикрепляет боевую награду. Фотография сделана в районе города Туапсе, в августе 1942 года. И на ней бригадный комиссар Александр Очкин вручает орден Ленина отличившемуся в боях командиру 267-го конно-артиллерийского дивизиона 17-го Казачьего кавалерийского корпуса капитану Степану Чекурде, которым тот был удостоен за бои под станцией Кущевской.

Второе фото — сегодняшнего времени, из историко-краеведческого музея города Армянска, что в Республике Крым Российской Федерации, где в качестве дорогих экспонатов находятся личные вещи, фотографии, воспоминания ветеранов — участников боев на Перекопской земле. Среди них и экспонаты и воспоминания о «Казачьей гвардии» — передовом отряде Кубанского кавалерийского казачьего корпуса — 36-ом кавалерийском полку под командованием С. И. Ориночко, бойцы которого в конце 1943 года вместе с танкистами 19-го танкового корпуса первыми ворвались в Крым и захватили плацдарм южнее Перекопского вала, а потом, находясь в полном окружении, в течение четырех суток (!) вели жестокие бои с превосходящими силами противника. И на данном фото — форма того самого капитана, завершившего Великую Отечественную войну подполковником, Степана Чекурды.

Кто же он, Степан Чекурда? Как сложилась его боевая биография
О Степане Чекурде можно найти, как документально подтвержденные сведения о его боевых заслугах, о чем красноречиво говорят награды — орден Ленина, именно этот орден и вручили тогда, когда фронтовой фотокорреспондент сделал фото, а также два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени и 2 ордена Красной Звезды. А также и своего рода пропагандистские , подчас вызывающие сомнения, журналистские рассказы, например, военный корреспондент газеты «Красная звезда» Петр Павленко в одной из своих корреспонденций так писал о командире конников-артиллеристов капитане Степане Чекурде: «Когда на немцев нежданно-негаданно обрушивается губительный огонь русских пушек, они говорят: «Чекурда». Они опасаются камышей — нет ли там «Чекурды», они боязливо обходят леса — может, и там «Чекурда». Чекурда всюду, везде, везде». «Жена его расстреляна немцами , как жена красного командира, а шестилетняя дочь — в гестапо, но Чекурду не сломят никакие беды. Он воин суровый и жесткий, редкой напористости». Более того, писалось и что немцы «… именем фюрера объявили, что за поимку в живом или мертвом виде красного майора Степана Чекурды выдается награда в размере 100 000 марок».

Но то, что Степан Чекурда был мужественным и храбрым воином, умелым артиллерийским командиром и героической личностью, то это можно утверждать смело.
На июнь 1941 года капитан Степан Чекурда преподавал в Краснодарском училище зенитной артиллерии, назначение на преподавательскую должность он получил, так как за плечами у него была служба на Дальнем Востоке, а главное — участие в боях с японскими милитаристами на озере Хасан, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года лейтенант Степан Тихонович Чекурда был награжден своей первой боевой наградой — медалью «За отвагу».
Но когда на Дону и Кубани начали формировать 17- й Казачий кавалерийский корпус, капитана Степана Чекурду, как имеющего боевой опыт назначили командиром 267-го конно-артиллерийского дивизиона этого кавалерийского корпуса.
Так начались для него бои с немецко-фашистскими захватчиками под Батайском, станицами Кущевской, Шкуринской и Канеловской , тяжелые дни отступления, оборонительные бои на рубежах рек Лабы и Белой, и снова дни отступления через горы к морю, участие 17-го кавкорпуса в боях на подступах к Туапсе, где его и бойцов его конно-артиллерийского дивизиона, наконец «догнали» награды за августовские бои под Кущёвской. А сам командир конно-артиллериского дивизиона капитан Степан Чекурда был «за умелое руководство дивизионом по подавлению артиллерийского огня противника, за храбрость и безграничную преданность » 24 августа 1942 года удостоен награждения орденом Ленина.

Во второй половине октября 1943 года, после освобождения города Мелитополя в Запорожской области, части и соединения 4-го Украинского фронта получили боевую задачу наступать в направлении Северной Таврии. В их числе , на Перекопском направлении, и действовала подвижная конно-механизированная войсковая группа под командованием генерал-лейтенанта Н.Я. Кириченко, в состав которой входили 4-й ( бывший 17-й, прим.) гвардейский Кубанский кавалерийский корпус, в котором и воевал капитан Степан Чекурда, а также 19-й танковый корпус. И тогда кавалеристам был доведен приказ: «… с наступлением темноты совершить ночной марш и на рассвете 1 ноября 1943 года прорвать оборону противника на Перекопском валу, захватить город Армянск и удерживать его до подхода главных сил дивизии».
Первыми ворвались в Крым и вместе с танкистами захватили плацдарм южнее Перекопского вала кавалеристы 36-го полка под командованием подполковника С.И. Ориночко. А затем, находясь в полном окружении, в течение четырех суток они вели бой с превосходящими силами противника. Бои за Армянск продолжались до 10 ноября 1943 года, после чего захваченный плацдарм южнее Турецкого (Перекопского) вала удерживался еще 158 дней, вплоть до генерального наступления наших войск с целью освобождения Крыма, которое началось 8 апреля 1944 года.
В этих тяжелейших, кровопролитных боях вновь отличился Степан Чекурда, на это раз наградой ему за доблесть и героизм, командирское умение стал орден Красного Знамени. Читаем в наградном листе:
«В бою с превосходящим противником , который 8 раз пытался танками в количестве 30-38 единиц атаковать позиции артдивизиона, тов. Чекурда руководил боем . Уничтожено 150 немцев, 4 танка, еще 2 танка подбиты, 6 автомашин с автоматчиками, 2 бронетранспортера, 2 минометные батареи».
«Веселые голубые глаза с хитрецой, мягкие рыжеватые усы, чуть завитые на кончиках, мягкий украинский говор, эдакий с усмешечкой, с заковыркой, и улыбающееся лицо, будто Чекурда все время ожидает от собеседника какого-то фокуса», — таким вспоминали впоследствии Степана Тихоновича однополчане, вместе с которыми он принимал участие в боях за Армянск.

И снова бои, бои, и новые боевые успехи Степана Чекурды, теперь уже майора и командира противотанкового конно-артиллерийского полка . Вот лишь некоторые боевые эпизоды , основываясь на боевых донесениях:
** Разгромил колонну противника, при этом уничтожил до 2-х рот пехоты, противник на поле боя оставил до 20 орудий;
** Поддерживая атаку танковой группы, уничтожил до 130 солдат и офицеров противника, 3 пулемета, 2 самоходных орудия и 1 танк. Подавил одну артбатарею;
** Уничтожил до 100 солдат и офицеров врага, 2 пулемета и минбатарею. Подбито одно самоходное орудие и 2 танка.
И заслужено к боевым наградам майора Степана Чекурды добавились ордена Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды , и ему было присвоено воинское звание подполковника.
Но, вот дальнейшую судьбу нашего героя не так просто проследить.
Был ли разжалован Степан Чекурда и как он закончил Великую Отечественную войну?
Действительно, в ряде публикаций о Степане Чекурде пишется, что он был разжалован, лишен боевых наград и исключен из рядов ВКП(б), в которой состоял с 1941 года. По одной из версий это произошло «за неправомерное применение артиллерии вверенного ему полка» , когда был дан прощальный артиллерийский салют в честь генерала Кириченко, убывающего из корпуса к другому месту службы. По другой версии Степан Чекурда «… был осужден в штрафбат за то, что нанес увечья струсившему офицеру, который попытался сбежать с поля боя». Далее авторы публикаций утверждают, что, «смыв кровью» свои прогрешения, Степан Чекурда в воинском звании старшего сержанта продолжил воевать в артиллерии и был награжден орденом Славы 3-й степени. Стараясь прояснить эти утверждения, обратимся к информации на сайте Министерства Обороны Российской Федерации «Подвиг народа», где читаем, что старший сержант Чекурда Степан Тихонович, командир взвода управления артиллерийской батареи 764-го истребительного противотанкового артиллерийского полка:
«… находясь в боевых порядках пехоты, обнаруживал врага и благодаря быстрому сообщению на батарею цели были уничтожены. Вместе с батальоном первым ворвался в город Севастополь. Преследуя противника, поднял в атаку залегшую пехоту».

Как видим, все сказанное соответствует облику и духу знакомого нам по его боевым делам подполковника Степана Тихоновича Чекурды. К тому же, на фотографии, где Степан Чекурда при всех фронтовых наградах, отчетливо виден и солдатский орден Славы . Таким образом, можем сделать вывод о достоверности описываемого факта в боевой биографии Степана Чекурды. К тому же , как известно , в советское время не принято было говорить, писать о штрафных ротах и батальонах, хотя в годы Великой Отечественной войны через них, как утверждают историки-исследователи, прошло порядка 428 тысяч советских солдат и офицеров . Вот лишь один из достоверных фактов.
В боях под белорусским Рогачевом отличился 8-й отдельный штрафной офицерский батальон, которым командовал подполковник Аркадий Осипов. В ночь на 19 февраля 1944-го года, получив боевое задание от Командующего 3-й армии генерал-лейтенанта Александра Горбатова, штрафники вместе с лыжным батальоном незаметно перешли линию фронта и, зайдя в тыл к немцам на западной окраине Рогачева, выбили врага из передних траншей. Благодаря этим действиям войска армии захватили большой плацдарм на Днепре, с которого впоследствии и была начата операция «Багратион». Генерал Горбатов сдержал свое слово: по его приказу большую часть бойцов батальона освободили из штрафбата, восстановили в званиях и возвратили в войска. За этот бой многие из них были награждены орденами и медалями, в том числе посмертно.
Но вернемся к нашему герою Степану Чекурде, который, пройдя штафную роту, будучи награжденным солдатским орденом Славы 3-й степени, был восстановлен в воинском звании подполковника с возвращением всех заслуженных ранее наград. И он продолжил воевать на командных должностях в артиллерийских частях , известно, что в начале 1945 года подполковник Степан Чекурда был назначен командиром 34-го истребительного противотанкового артиллерийского полка . Великую Отечественную войну Степан Тихонович закончил под Кенигсбергом. И был Степан Чекурда награжден еще орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Послевоенный период
Подполковник Степан Чекурда по окончании Великой Отечественной войны остался в кадрах Вооруженных Сил Советского Союза, передавая свой богатый боевой опыт молодым поколениям вооруженных защитников Отечества, и был за безупречную службу и выслугу лет удостоен орденов Красного Знамени в 1948 году и Ленина в 1953 году. Ушел в запас Степан Тихонович в 1954 году, проживал, трудился и вел большую военно-патриотическую работу в городе Симферополе.
Рекомендуем