Бои за Мозырь: участники освобождения города вспоминают, как это было
82 года назад, 14 января 1944 года, войска Первого Белорусского фронта, поддержанные бойцами Полесского партизанского соединения, освободили город Мозырь, тогда центр Полесской области Белорусской Советской Социалистической Республики, от немецко-фашистских захватчиков. В боях за город 17 частей и соединений Красной армии стали «Мозырскими». О тех героических днях напоминают теперь боевые машины и орудия на постаментах, устремленные ввысь обелиски, бетонные и мраморные плиты мемориала Кургана Славы, где покоятся останки бойцов и командиров Красной армии, полесских партизан, отдавших жизнь за освобождение белорусской земли.
Из хроники январских 1944-го года боев за освобождение Беларуси
**11 января 1944 года: Калинковичско-Мозырская операция войск левого крыла Белорусского фронта проходила с 8 января по 8 февраля 1944 года и завершилась разгромом Калинковичско-Мозырской группировки гитлеровских войск и созданием плацдарма для дальнейшего наступления советских войск в Бобруйско-Минском направлении. В результате операции советские войска продвинулись на 60 километров, отбросили противника до реки Птичь и в район Петрикова, нанеся врагу значительные потери.

**14 января 1944 года: шел 937-й день войны… Войска Белорусского фронта во время Калинковичско-Мозырской операции освободили от немецко-фашистских захватчиков города Мозырь и Калинковичи.
**20 января 1944 года: в ходе Калинковичско-Мозырской операции 20 января 1944 года был освобожден поселок Озаричи. В освобождении участвовали 37-я гвардейская стрелковая дивизия (командир генерал-майор И.И. Санковский) 18-го стрелкового корпуса 65-й армии Белорусского фронта, а также бойцы 101-й Домановичской партизанской бригады.
Из оперативных сводок Совинформбюро января 1944-го года
**За 12 января 1944 года: на Мозырском направлении наши войска после артиллерийской подготовки перешли в наступление. За два дня ожесточенных боев советские пехотинцы и танкисты прорвали оборону немцев и заняли более 30 населенных пунктов. Неоднократные контратаки противника, пытавшегося восстановить положение, успеха не имели. В течение дня нашими частями уничтожено до 2-х тысяч немецких солдат и офицеров, подбито и сожжено 22 танка, подавлен огонь 20 артиллерийских и минометных батарей противника. Захвачены трофеи и пленные.
**За 13 января 1944 года: на Мозырском направлении наши войска продолжали наступление. Враг придавал огромное значение району Мозырь-Калинковичи, немцы создали здесь мощную оборонительную полосу и насытили ее огневыми средствами. На одном узком участке противник сосредоточил около 200 полевых и противотанковых орудий, много минометов и сотни пулеметов. В глубине обороны немцы построили опорные пункты, приспособленные для круговой обороны. Преодолевая сопротивление противника, наши войска совершили глубокий обходный маневр и ударом с фланга и тыла нанесли гитлеровцам тяжелый урон. Другие наши части, действующие с юга, прорвали оборону немцев и, развивая наступление, заняли населенные пункты Зимовище, Моисеевку, Прудок, расположенные западнее Мозыря. Всего в течение дня очищено от немцев более 40 населенных пунктов. Решающую роль в прорыве обороны немцев сыграла наша артиллерия, которая мощным огнем подавила вражеские батареи. В ходе боев уничтожено свыше 1500 немецких солдат и офицеров, 11 танков и самоходных орудий, много артиллерийских и минометных батарей. Захвачены трофеи и пленные. На одном участке советские кавалеристы прорвались во вражеский тыл и в крупном населенном пункте изрубили немецкий гарнизон.
Краткая историческая справка
В городе Мозыре, ставшем после воссоединения западнобелорусских земель с Белорусской ССР в сентябре 1939-го центром созданной Полесской области, до Великой Отечественной войны проживали 18 тысяч человек, работало 7 промышленных предприятий республиканского и 19 местного значения. В январе 1944-го Мозырь, в котором было немало школ, медицинских и культурно-просветительных учреждений, лежал в развалинах и руинах. На месте бывших лучших строений города высились груды битого кирпича и щебня. Отступая, немцы уничтожили все промышленные предприятия, все культурные и учебные учреждения… Было разрушено 9 школ, уничтожены 2 богатые библиотеки. На день освобождения в Мозыре осталось только 4700 жителей.

Из воспоминаний участников освобождения Мозыря
**Павел ЖУРОВИЧ:
«Родился я в Лельчицах. В 1940 году добровольно ушел на финский фронт. К началу войны 1941 года я был на брони, но в 1941-м ушел на сборный пункт, находившийся в Калинковичах. Потом был г. Лоев, г. Чернигов, д. Прилуки… Мы шли на Полтаву, но нашу команду вернули, так как противник занял все дороги. Я вернулся домой. Оказывал всестороннюю помощь партизанам, ходил в разведку.
Осенью 1943 года вступил в строй действующей стрелковой дивизии, которая освобождала Наровлянский, Ельский, Мозырский и Петриковский районы. Был ранен. В Калинковичах наложили гипс и отправили в госпиталь под город Быхов. Вскоре я вернулся в свой полк. Я был пулеметчиком пулемета Дегтярева.
13.01.1944 г. нашему полку пришлось освобождать д. Бибики и д. Матрунки. По дороге
д. Пеньки — г. Мозырь стояло два бункера вражеской заставы, которые обстреливали пулеметным огнем дороги и окружающие местности. Несмотря на сильное сопротивление, наши бесстрашные воины окружили врага и под взрывы гранат прорвали их оборону.
Утром 14 января 1944 г. мы начали наступление на д. Бобры и д. Булавки. Моего товарища ранило, и я остался с пулеметом один. Шесть дисков по 360 патронов были истрачены. К счастью, подтянули пулемет Максим и запасные патроны к моему. Пулеметный грохот разносился по всей округе д. Булавки и окраине города. В сумерках наступающей ночи наши войска овладели Мозырем. На углу площади города произошел сильный взрыв двухэтажного дома.
После освобождения Мозыря возвратились в д. Бобры, передохнули и двинулись дальше с боями на д. Скрыгалов, г. Бобруйск, г. Минск,
г. Берлин. Пил воду из Эльбы. В ноябре 1945 г. пришел домой.
Имею множество благодарностей от командиров военных частей, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

**Сергей ШАФОРОСТОВ:
«После успешных наступательных боев по освобождению левобережной Украины части 55 стрелковой дивизии вышли к многоводному Днепру. 228 стрелковый полк, в котором я служил в должности артиллерийского техника, сосредоточился вблизи берега реки против деревни Деразичи, находившейся в руках противника.
Сходу форсировать реку нам не удалось. Предстояли жестокие бои, к которым развернулась широкая подготовка. Время торопило, нельзя было медлить, так как немцы каждый час использовали для укрепления своей обороны. К месту намеченной переправы мы скрытно подвозили лодки и плоты, и другие подручные средства. Никогда в моей памяти не изгладится та холодная октябрьская ночь, когда подразделения нашего полка начали переправу. Находясь на плоту совместно с артиллеристами, я видел, как по сигналу командира вплавь двинулись лодки, заполненные нашими воинами, плоты с орудиями и минометами. До слуха доносились лишь всплески воды, однако вскоре ночную тишину взорвали выстрелы противника, который заметил переправу. Вся река покрылась фонтанами воды от разрывов снарядов и мин. Река буквально кипела от вражеских пуль. Мы несли большие потери, однако переправа продолжалась, и первые наши солдаты достигли противоположного берега. Плот с 45-миллиметровым орудием, на котором я находился, благополучно привалил к берегу. Переправившиеся подразделения полка немедленно вступали в бой и при поддержке полковой артиллерии ворвались в первую траншею противника.
Немцы предприняли несколько яростных контратак, пытаясь сбросить нас в реку, однако ничего у них не получилось. Полку удалось захватить и удержать небольшой плацдарм на правом берегу реки, однако бои на нем не утихали ни днем, ни ночью. Мы несли потери, иссякали боеприпасы. Дивизия готовилась к решительному броску через реку. Около трех дней мы сражались на плацдарме. Находясь с артиллеристами, я видел, с каким мужеством они сражались. Артиллерийские системы и минометы, находясь под непрерывным обстрелом противника, выходили из строя, ремонтировать их приходилось буквально в бою.

Наконец, части дивизии перешли в решительное наступление. Наши воины вышибли противника из деревни Деражичи, вернее, с того места, на котором стояла эта деревня. За время боев от нее почти ничего не осталось. Противник отступал, оставляя заслоны, в направлении районного центра бывшей Полесской области — г. Брагина. На реке Брагинке немцы пытались задержать наши части, чтобы дать возможность организованно отступить своим войскам на Хойники и затем на Мозырь.
Нашему командиру замысел противника был ясен. Оставалось только сорвать его. На реке Брагинка немцам не удалось удержаться. Преследуемые нашими наступающими частями, они поспешно отступали в направлении районного центра Хойники, но и там немцы удержаться не смогли и вынуждены были отступать в направлении деревень Глинище, Огородники, Ужинец, Водовичи, Юревичи и Гряда.
В Гряде немцы закрепились и продержались целый месяц. Наши части активных боевых действий вести не могли из-за понесенных потерь в наступательных боях и растянутости коммуникаций. Нужно было получить пополнение, подтянуть тылы и развернуть подготовку к новому большому выступлению.
В это время я получил новое назначение. Теперь я стал начальником военно-технического снабжения 55 стрелковой дивизии, которая входила в состав 61-й армии.
В частях дивизии велась большая подготовка к предстоящим боям. В Юревичах дивизия получила пополнение. Части были также пополнены техникой и боеприпасами и примерно в декабре 1943 г. получили задачу сломить сопротивление противника, прорвав его оборону в д. Гряда, подготовить плацдарм на правом берегу реки Припять для овладения г. Мозырем.
Задача эта была выполнена. В январе 1944 г. был получен приказ о подготовке частей для освобождения Мозыря. Командир дивизии, Герой Советского Союза полковник Заийюльев поставил задачу перед 111 стрелковым полком, учебным отрядом и лыжным батальоном выйти в район д. Новики, развивать наступление на Бобренята, овладеть мебельной фабрикой на окраине Мозыря. В ночь с 13 на 14 января 1944 года эти части начали наступление в указанном направлении. Остальные части 55-й стрелковой дивизии получили приказ из района Гулевич развивать наступление на д. Боровики и оседлать дорогу Мозырь — Калинковичи.
В ночь на 14 января наша дивизия во взаимодействии с другими частями 61-й армии полностью овладела Мозырем. Днем на площади города состоялся митинг трудящихся, посвященный освобождению города Мозыря».
И официальным языком
В начале января 1944 года гитлеровцы еще прочно удерживали Калинковичи и Мозырь, где находились важные узлы железнодорожных и шоссейных дорог, связывавших Беларусь с правобережной Украиной. Причем в районе этих городов враг сосредоточил значительные силы. Таким образом, враг угрожал правому флангу и тылу 1-го Украинского фронта, войска которого находились слева от Белорусского фронта и успешно проводили в этот период Житомирско-Бердичевскую наступательную операцию. Необходимо было ликвидировать Калинковичско-Мозырскую группировку противника. Эта задача была поставлена перед войсками 61-й (командующий генерал-лейтенант Белов П.А.) и 65-й армий (командующий генерал-лейтенант Батов П.И.) Белорусского фронта (командующий генерал армии Рокоссовский К.К.). Активное участие в Калинковичско-Мозырской операции принимали также кавалеристы 2-го (командир генерал-лейтенант Крюков В.В.) и 7-го (командир генерал-майор Константинов М.П.) гвардейских кавалерийских корпусов, воины некоторых артиллерийских соединений и частей (22-й, 5-й, 6-й артиллерийских дивизий, 1184-го, 206-го истребительно-противотанковых полков, 56-го, 6-го гвардейских минометных полков, 44-й пушечной артиллерийской бригады РГК и др.), летчики 16-й воздушной армии, белорусские партизаны.
Мозыряне помнят



14 января 1944 года — незабываемая дата для жителей города. Ежегодно в этот день на Кургане Славы они отдают дань памяти подвигу советских солдат и партизан, освободивших Мозырь от немецко-фашистских захватчиков.


Пусть никогда больше не опалит нашу землю зловещее пламя войны! Пусть живет в веках подвиг героев!
Рекомендуем