Не коли ботокс, а изучай «Роблокс»: почему родители обязаны знать, во что играют их дети
С декабря прошлого года Мининформ Беларуси изучал российский опыт по запрету игры «Роблокс». Игру решили не блокировать, но потребовали от разработчиков ограничить ее функции.
Что вышло в итоге — разбирался Андрей Лазуткин.
Далее — субъективное мнение автора, который начинал с того, что ловил яйца с волком на «электронике». С тех пор игры сделали круг… и вернулись примерно в ту же точку по графике и глубочайшему смыслу.
Не игра, а цифровая ловушка для детского времени
«Роблокс» — это не какая-то одна игра, а что-то типа магазина мини-игр, коих внутри тысячи. Разработчики предоставляют возможность создать игру самому. Читатели наверняка слышали про «Майнкрафт», так вот с виду «Роблокс» выглядит так же страшно и халтурно, но это результат бесплатной разработки, которой занимались бесплатные школьники, которые создают бесплатные примитивные мирки с помощью бесплатных инструментов.

Бесплатный вход — платный выход
Затем в Ютубе через популярных блогеров раскручивается какой-то более-менее удачный мирок, создается сетевое сообщество – в итоге в отдельные мини-игры играет по 20-30 миллионов человек. И когда игрокам там продают какой-нибудь виртуальный предмет за доллар, типа золотого пистолета, можно заработать на детях миллионы. Продажа вещей за виртуальные деньги — это вершина пирамиды, к которой стремится разработчик.

То есть уникальность «Роблокса» в том, что он позволяет собирать из желудей и палок собственные корявые игры, а потом продавать желуди и палки внутри них. Мини-игры представляют собой небольшие приложения, где бегают, стреляют, дерутся, выполняют квесты человечки из «лего». Дизайн «лего» – сквозная тема, которая проходит через игры самого разного типа. В остальном это набор достаточно примитивных кубических игр с уродливой графикой. Зато работает на самых старых компьютерах, в отличие от новых игр.
В «Роблоксе» также есть виртуальная валюта, которую можно выводить в доллары с комиссией в 30%. Еще можно брать готовые жанровые заготовки и рисовать сцены, 3д-модели, текстуры, есть свой урезанный язык программирования. Это бизнес со своими студиями, курсами, заработками, игровой валютой, пиаром, рекламой и всем прочим.
Почему «Роблокс» не запретили в Беларуси?
Главный аргументы за запрет был в том, что большая часть мировой аудитории – дети до 13 лет. В перспективе это будет детская соцсеть с элементами игры, а не игра с элементами соцсети. Дети внутри микрогрупп в школах и садах бесплатно рекламируют продукт, получается огромный детский рынок, пожирающий тонны денег родителей и детского времени.
Понятно, что есть миллионы других игр, но ни в одной игре не было такого низкого возрастного порога входа и такой легкой привязки к деньгам родителей.
Что изменили разработчики
В ответ платформа ограничила общение между возрастными группами. Взрослый дядя не сможет играть с маленькими мальчиками в кубики и притворятся девочкой. Кроме того, в игре существуют функции родительского контроля — это значит, что не вы сами будете сидеть и проверять игру, как домашку по английскому, а программа самостоятельно будет отсекать насилие, мат, секс, реки крови и другие нехорошие активности, если функция включена.

Главная проблема — родители, которые не понимают, во что играет ребёнок
Другой вопрос, что белорусские родители смутно понимают, что такое «Роблокс» вообще, не говоря уже о каком-то контроле, который где-то надо включить. В трудовом коллективе это в лучшем случае передают, как прибаутку: «Малой вынес из хаты 1000 рублей и все потратил на игру». То есть следствие понятно, а куда ушли деньги, во что играли, что там делал ребенок, как это запретить — остается загадкой.
Запреты не работают, рынок просто меняется
Понятно, что такие игры — это огромный бизнес, который имеет свои лоббистов, и вряд ли их когда-либо запретят. Но в ряде стран, типа КНР, «Роблокс» запрещен, причем нет даже китайской версии, как с Тик-Током. Ограничения есть и в мусульманских странах, где шариат, а также в России.

Вместе с тем, запрет «Роблокс» в РФ не повлиял ни на что, кроме передела рынка игр — дети стали залипать в других играх, коих тысячи. Как говорят сами авторы, ценность «Роблокс» — в большой базе данных пользователей, а так это, скорее, раздутый пузырь. Допускаем, что кто-то на игре зарабатывает в РБ, особенно банки, если они занимаются конвертацией и перегоном денег. Но, судя по всему, игру не закроют.
Не ботокс, а «Роблокс»: главный вывод
Поэтому для родителей Минщины у нас нет простых решений. Если мамка хочет оставаться молодой, нужно не колоть ботокс, а изучать — «Роблокс», а именно, во что играет и чем занимается ребенок.
Это прямая обязанность родителей по закону, а именно, разъяснять, объяснять и контролировать информацию, которую получает ребенок из интернета.
Закон с длинным названием на днях вступил в силу, и это повод еще раз напомнить, что никто, кроме нас самих, не оградит детей от негативного влияния. Государство занимается борьбой с экстремизмом, мошенниками, пропагандирует здоровые половые отношения, но этого мало – интернет представляет собой огромное количество самой грязной информации. Поэтому воспитание теперь нужно вести в интернете… и по поводу интернета.
Рекомендуем