Меню

Набор предложений «от земли»: как Указ № 74 поможет реализовать пятилетку качества

Набор предложений «от земли»: как Указ № 74 поможет реализовать пятилетку качества
Фото: архив МП и носит иллюстративный характер

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов». Почему назрела реформа местного управления? Ответил политолог Андрей Лазуткин.

— В Беларуси вертикаль местной власти делится на три уровня. Самый высший – областной – представлен работой губернаторов; базовый уровень – это крупные города областного подчинения и районы, и первичный – небольшие городки, поселки и сельисполкомы.

Именно второму, базовому уровню президент своим указом  № 74 от 21 февраля 2025 года значительно расширил полномочия (в том числе для этого появятся резервные фонды для быстрого решения проблемных вопросов в регионах). Поскольку основной объем оперативных решений принимается как раз на базовом уровне, это работа с людьми и, что важнее, с конкретными предприятиями в районе, финансами и инфраструктурой.

По факту это набор предложений «от земли», то есть перечень типичных ситуаций, с которыми ранее сталкивались исполкомы базового уровня, но не могли решить их самостоятельно. Это возможность оперативно вносить изменения в расходы бюджета и распоряжаться остатками бюджетных средств, привлекать предприятия к благоустройству территорий (это вопросы не только строительства, но, например, сноса зданий без разработки проектно-сметной документации), дешевой разработки песка для оперативных нужд, вопросы так называемой строительной амнистии, вопросы приостановки деятельности проблемных организаций и мер в отношении трудовых коллективов, а также вопросы проведения закупок из одного источника у организаций с долей госсобственности.

Стройка

При этом большинство новых полномочий передается на коллегиальное рассмотрение исполкому базового уровня – то есть полномочия хоть и расширяются, но не замыкаются единолично на председателя, чтобы сохранить их прозрачность. Также в заседаниях исполкома по ряду вопросов с правом совещательного голоса будет принимать участие работник прокуратуры – что позволит не допустить нарушений еще на этапе принятия решений.

Соответственно, те районы страны, которые хорошо работают и получают лучшие результаты, получат и больше самостоятельности в расходовании средств. Однако – никакого либерализма, то есть послаблений для каких-то категорий. Президент ранее особо подчеркивал, что новые полномочия исполкомов затрагивают предприятия всех форм собственности, в том числе частный сектор экономики – это касается, например, обязанностей по благоустройству территории. Как ранее отмечал Президент, «негосударственных предприятий у нас нет», то есть исполнительная власть должна контролировать социальную обстановку, в том числе, и на частных предприятиях. Условно, если там назревает проблема, власть должна подставить плечо – и, наоборот, частная структура должна помогать государству в реализации проектов в районе.

Рынок

Причин у принятия Указа как минимум две. Первая – это общая логика конституционной реформы, где значительная часть новаций направлена на перераспределение полномочий исполнительной власти. Сейчас реформа от полномочия правительства и губернаторов спускается на уровень ниже – базовый – и повышает статус гор- райисполкомов. Что позволит всей вертикали власти более оперативно решать задачи, поставленные пятилеткой качества.

Вторая группа причин связана с необходимостью повышать статус городов областного подчинения. Такие города, как в Минской области, так и в других областях, должны стать альтернативной областным центрам, чтобы более равномерно распределять по республике рабочую силу и инфраструктуру. А для этого необходимо дать базовому уровню управления больше самостоятельных прав и, что самое главное, административных механизмов для их реализации.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59