Экскурсия в морг и оружие времен ВОВ в лесу. Как журналист МП с судэкспертами дежурила

В преддверии Дня судебного эксперта мне предоставилась возможность на время почувствовать себя в роли людей этой профессии.
Возле Дома прессы встречаюсь с Анной Адашкевич, главным специалистом по работе со СМИ управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области.
— 22 апреля 2013 года Указом главы государства образован Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, и сегодня мы с гордостью отмечаем не только профессиональный праздник, но и 12-летие со Дня образования экспертного ведомства, — рассказывает Анна Адашкевич. — Наше ведомство проводит множество различных экспертиз: медицинские, психиатрические, криминалистические, технические и специальные. Специалисты участвуют в осмотрах мест происшествий и других следственных действиях. И сегодня едем в Борисов, чтобы увидеть будни судебных экспертов.
— Как бы нам просидеть целый день не пришлось, — парирую я. — Знаешь, как меня правоохранители называют? Талисманчик. Если я рядом — дежурство пройдет спокойно.
— О, можно не переживать, — улыбается Анна, — мы без работы никогда не остаемся.
Как в воду глядела
В Борисовском межрайонном отделе ГКСЭ нас встречает Наталья Горностаева, заместитель начальника отдела.
— Вы очень вовремя, — говорит на ходу она. — Сейчас будет выезд. Недалеко от города, в лесу, сотрудники лесхоза обнаружили оружие, судя по всему, времен Второй мировой.
Быстро — в машину. Едем в сторону деревни Стаи, минут 15 идем пешком по лесу.

— Вот, смотрите, — указывает на удивительную находку лесничий Печинского лесничества Борисовского опытного лесхоза, — сегодня во время плановой посадки леса наткнулись на автомат, который лежит здесь, похоже, еще со времен Великой Отечественной.

Удивлены все: и сотрудники Следственного комитета, и судебный эксперт, и мы. Оружие, конечно, время не пощадило, но сохранилось неплохо. И самое поразительное — тут же, рядом, 5 магазинов, полностью снаряженных.
Правоохранители начинают работу: фотографируют, что-то измеряют специальными линейками, записывают, снова фотографируют и записывают, затем бережно, но тщательно упаковывают находку — в дальнейшем проведем экспертизу, которая даст ответы на все вопросы.

— Но уже сейчас кое-что можно сказать, — удивляет начальник сектора криминалистических экспертиз Виталий Кобусь, — с очень высокой долей вероятности это действительно оружие времен Великой Отечественной, пистолет-пулемет. Его поверхности и все механизмы обильно коррозированы. Узлы и детали пистолета-пулемета также покрыты ржавчиной, и, к сожалению, какие-либо маркировочные обозначения на нем не просматриваются. Помимо этого, обнаружены 5 магазинов, снаряженных патронами. Данные предметы сфотографировали, упаковали и изъяли во время осмотра места происшествия для дальнейшей судебной баллистической экспертизы.
Когда служба — любимая
Возвращаемся к Наталье Павловне, заместителю начальника Борисовского межрайонного отдела.
— А какие виды экспертиз проводятся в вашем отделе? — интересуюсь я.
— Все, так сказать, традиционные криминалистические: дактилоскопическая — исследование следов рук; трасологическая — исследование следов обуви, транспорта, других следов механического воздействия на какой-то объект; баллистические — исследование огнестрельного оружия; судебно-техническая экспертиза документов — исследование банкнот и бланков документов; почерковедческая экспертиза — исследование подписей и рукописных записей. Кстати, по определенным признакам последней экспертизы можно сделать вывод, в каком состоянии человек выполнял подпись или рукописную запись. Еще проводится экспертиза холодного и метательного оружия — исследование ножей, кастетов и арбалетов.
Наталья Павловна, очевидно, влюблена в свою работу и говорить на профессиональную тематику, думаю, может бесконечно.
— Помимо всего прочего, наши эксперты-криминалисты выезжают на всевозможные происшествия, начиная от убийств, грабежей, разбоев, заканчивая кражами и ДТП с пострадавшими, — продолжает она. — Всего и не перечислишь. Одно могу сказать точно — ни один случай не похож на другой. Каждый — новая головоломка. Нужно определить, как преступник двигался, до чего дотрагивался, что мог переставить, какие следы оставил — работа для людей, обладающих аналитическим складом ума. Я — биолог по первому образованию, проводила и провожу экспертизы наркотиков, психотропов, спиртосодержащих жидкостей. Был интересный случай: поступили в ящичках маленькие растения, каждое нужно было исследовать, а было их больше сотни. Информация, мол, человек купил в интернете семена наркотического растения и хотел вырастить дома на подоконнике. Смотрим — листочки совсем не такие, а как у клевера. Посмеялись, экспертизу провели и выяснили, что надурили в интернете незадачливого «садовода». Это была микрозелень.
— А что самое сложное в работе?
— Смерть молодых, — не задумываясь, ответила подполковник юстиции.
Дело профессионалов
Отправляюсь на экскурсию по отремонтированному зданию. Узнав, что тут есть морг — истово прошусь на вскрытие. Не отказывают, но и не соглашаются.
— Сегодня вскрытий нет, — пожимает плечами Наталья Горностаева, — если хотите просто зайти в помещение — я не против.

Иду. Запаха, вопреки всем рассказам, никакого нет. Вежливый сотрудник показывает аккуратный ритуальный зал. По моей просьбе демонстрирует инструменты медицинского судебного эксперта. Без единой эмоции отвечает, что за долгие годы работы здесь никогда не слышал и не видел ничего необычного. Историй, которые могли бы стать легендами, в его практике не было.


Выхожу на улицу. Во внутреннем дворике, над подкапотным пространством авто, склонился человек с фотоаппаратом.
— Здравствуйте, — подхожу я.
Судебный эксперт отрывает взгляд от авто и приветливо кивает мне.
— Неужели номера перебиты? — вкратце рассказываю историю, как стала свидетелем подобной ситуации на дороге, работая с сотрудниками ГАИ.
— Нет, — качает головой эксперт, — здесь все намного проще. Вваривалась часть кузова, видно, после ДТП, и нет ВИН-номера там, где должен быть. Машину пытались снять с учета, Госавтоинспекция отправила к нам. Сейчас будем разбираться.
Не будем мешать, расходимся. Да, и время уже — рабочий день давно закончен.
Интереснейшее дежурство вышло.
С праздником вас, сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз! Спасибо за труд на благо Родины, за спокойную Беларусь!
Рекомендуем


