Меню

От БРЭЛЛ к блэкауту: как донкихоты литовской энергетики загнали себя в энергетический тупик

От БРЭЛЛ к блэкауту: как донкихоты литовской энергетики загнали себя в энергетический тупик
Фото: Unsplash / Jason Richard

В мае 2004 года Литва стала полноправным членом Европейского союза, но насколько это событие принесло благо жителям страны, еще потом расскажут историки. Предзнаменованием грядущей деиндустриализации страны можно считать один праздник, объявленный правительством в 2003 году: 17 апреля в Литве отмечается День энергетиков.

До этого, как и во всем Советском Союзе, литовские энергетики отмечали профессиональный праздник 22 декабря, потому что именно в СССР в последнюю литовскую деревню подвели электричество к концу 1964 года. Есть в Литве и другие даты, связанные с генерацией электроэнергии: 18 июля 1961 года например был заложен первый камень мощнейшей Литовской ГРЭС, рядом с которой вырос молодой город Электренай, а 31 декабря 1983 года запущен первый энергоблок Игналинской АЭС, рядом с которой построили город Висагинас.

Но для очень независимых от здравого смысла литовских властей ни одна из этих дат для праздника литовских энергетиков не подошла, ведь они связаны с советской историей Литвы. Выбрали годовщину запуска первой электростанции в Ретавасе — на территории графской усадьбы Огинских. Первые электрические лампочки на территории Литвы там зажглись на Пасху 1892 года, в церкви и дворце Огинских.

Невозможным оказалось фамилию столь знаменитого рода переписать на литовский манер, чтобы хоть как-то привязать достижение Российской империи к истории Литвы, но шла война с советским прошлым и наследием, а других достижений в энергетике у независимой Литвы не нашлось. Каким-то странным образом предпочтение, отданное графским развалинам, стало предзнаменованием катастрофы для всей отрасли. Литва теперь испытывает серьезные проблемы и является самой энергодефицитной из всех стран Балтии.

Ровно через 26 лет после своего открытия — 31 декабря 2009 года — Игналинская атомная электростанция была остановлена по рекомендации ЕС и впоследствии демонтирована. Но даже в этой ситуации решительному упрямству литовских властей можно лишь завидовать и сочувствовать населению. В феврале этого года страны Балтии вышли из энергокольца БРЭЛЛ и синхронизировались с европейской энергосистемой через Польшу, где тоже ощущается дефицит электроэнергии.

Польская газета Niezależny Dziennik Polityczny опубликовала 21 апреля материал, в котором утверждается, что вместо обещанной безопасности и стабильности регион погружается в энергетический хаос, грозящий экономическим крахом. По мнению журналистов, необдуманный шаг прибалтийских властей привел к значительному росту цен на электричество и отопление в Польше и Прибалтике.

Энергия в странах Балтии теперь в разы дороже, чем, например, в той же Финляндии, а власти Польши и стран Балтии, стремясь угодить Брюсселю и Вашингтону, проводят политику, которая, похоже, ведет к гибели промышленности, заявляют авторы статьи. Они, слепо следуя директивам ЕС и США, оказались в энергетической ловушке.

Отказ от доступной российской и белорусской электроэнергии и отключение от БРЭЛЛ не обеспечили безопасности, а привели лишь к кризису, который разрушает теперь промышленность и увеличивает безработицу, усугубляет бедность населения. При этом никто из властей не хочет признавать связи роста цен на электричество с отключением от БРЭЛЛ.

Наоборот, руководитель отдела развития рынка литовского оператора Litgrid Айсте Красаускене объявила невероятным достижением, что с 7 по 13 апреля оптовая цена на электричество в Литве упала на 35% — со 108 до 71 евро за мегаватт-час. Забыли, что до выхода стран Прибалтики из энергокольца с Россией и Беларусью цены на электроэнергию на оптовом рынке Nord Pool были на уровне 62 евро за мегаватт-час.

Причина некоторого падения оптовой цены кроется в том, что погода в Литве стояла солнечная и ветреная, благодаря чему местные электростанции обеспечили 97% потребления. Ветряные электростанции произвели 43% электроэнергии, а солнечные — 19%. Но вся проблема в том, что погода — вещь непостоянная, и на рынке электроэнергии будут продолжаться скачки. Особенно в холодные периоды, когда обычно не бывает сильных ветров и мало солнца, поэтому данный вид электростанций вырабатывают вдвое-втрое меньше электроэнергии, а недостающие объемы приходится замещать импортом из соседних стран.

Средняя оптовая цена на электроэнергию в Литве в феврале составляла 152,3 евро за мегаватт-час, а на пиках достигала 270 евро, в то время как в Польше стоимость электричества в феврале достигла 134 евро, а в Германии — 128 евро. Литву связывает с соседней Польшей единственная линия, но монополистам обычно благотворительность не свойственна.

Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас теперь настаивает, чтобы Евросоюз профинансировал строительство мощной линии электропередачи Прибалтики с Германией в Балтийском море. В начале апреля власти Литвы, Латвии и Германии согласовали концепцию проекта общей морской энергосвязи между странами, но денег на проект ни у кого нет.

«Это соединение должно появиться на карте европейской инфраструктуры… Но для того, чтобы начать это делать, проект необходимо включить в Десятилетний план развития сетей Европейских операторов систем передачи электроэнергии (ENTSO-E)», — передают слова Вайчюнаса литовские СМИ. Даже если в Брюсселе подсчитают, и Европа денег даст, проект может быть реализован к 2035-2037 годам. А до этого придется «ждать с моря погоды».

Фото: baltija.eu

В своих фантазиях литовские власти никогда не стеснялись. Например, в национальной стратегии энергетической независимости страны, подготовленной Минэнерго, планируется к 2050 году увеличить генерацию электроэнергии до уровня, позволяющего стать стране экспортером энергоресурсов. По данным Litgrid, производство электроэнергии в стране в 2023 году составляло 5,7 ТВт·ч, а потребление — 11,1 ТВт·ч. А они планируют производить через 25 лет в десять раз больше — 74 ТВт·ч электроэнергии в год.

Непонятно, где при таком бездарном руководстве страны найдутся средства на модернизацию, чтобы, согласно разработанному сценарию, в 2050 году большую часть электроэнергии — 28,1 ТВт·ч производили ветряные электростанции на суше, морские ветропарки — 18,8 ТВт·ч. Собираются еще построить мини ядерные реакторы после 2030 года — на 11,2 ТВт·ч. общей мощности и солнечные электростанции на 9,5 ТВт·ч.

Литва становится «Нью-Васюками», но при этом они утверждают, что отказалась от советского наследия и не читали Ильфа и Петрова? Не факт, что уже через десяток лет, пока будут прокладывать кабель из Германии (если Евросоюз даст деньги), будет кого подключать. За время, прошедшее с момента отключения от БРЭЛЛ, цены на электричество в регионе выросли настолько, что некоторые предприятия уже приостановили деятельность, так как не могут справиться с растущей себестоимостью производства.

Фото: Ints Kalnins / Reuters

Политические расчеты выхода из БРЭЛЛ были лишены всякого прагматизма и преследовали лишь политические цели — как и отказ от собственной АЭС. Но литовские власти сами провозгласили «окончательную ликвидацию последствий советской оккупации», пусть теперь планируют деиндустриализацию всей страны. Ветряки тоже нужно где-то производить, а потом утилизировать, и если все посчитать, не настолько эта энергия выгодна.

Энергетика Литовской ССР строилась всем Союзом с учетом потребностей развития производства. Главной задачей литовских энергетиков было обеспечить бесперебойные поставки электроэнергии предприятиям, а не зажечь свечки на Пасху на радость графу. Теперь уже понятно, какой праздник — такая от него и энергетика.

Разрушив всю советскую инфраструктуру, литовские власти лишили людей праздника, заменив генерацию собственной энергии продажей импорта. Поэтому в «самом стареющем и самом молодом» городе Литвы у горожан настроение теперь совсем не праздничное. Праздник вроде бы есть, а вот энергии его отмечать у горожан нет.

Основанный в 1975 году Висагинас для строителей и работников Игналинской АЭС, где средний возраст жителя составлял 27 лет, стал городом пенсионеров, доживающих свой век. Как и государство литовское: развал экономики уже не исправить, и он приведет рано или поздно к отключению от электроснабжения в кабинетах нерадивых управленцев, которые из политической целесообразности принимали неразумные решения.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59