Вместо двигателя — кони. Рассказываем, что такое конка и как ей управляли
Открытие конки состоялось 10 мая 1892 года, идею подал инженер А. Горчаков. В 1887 г. он обратился с прошением в городскую управу с просьбой рассмотреть его проект. Проект приняли, работы произвели и пустили новый общественный транспорт в городе Минске.
Устройство конки
Вагончик запряженных лошадьми, ставился на рельсы и потихоньку, не больше 5км/ч двигался по назначенному маршруту. Кучер был теперь только в роли водителя, ответственность за расчет пассажиров перекладывалась на кондуктора. Он же и следил за порядком.
Конечно, как и во всяком деле бывают трудности, без них здесь также не обошлось, а были они вот какие: рельсов на разворот не было, соответственно разворачиваться привычным для нас способом не представлялось возможным. И так, конка, доходя до конца маршрута останавливалась. Кучеру нужно было отцеплять лошадей и впрягать их с противоположной стороны вагона и следовать в обратном направлении.
Еще одна сложность была связана с резкими спусками и подъемами. Обычно запряженным лошадям, которые передвигались по прямой дороге, на гору и без помощи было не вобраться. Поэтому, специально для таких случаев появилась новая должность — форейтор. Служащий, на проблемных участках дорог дополнительно впрягал еще лошадей в помощь остальным — и так осуществлялся подъем и спуск. Когда такой участок проходился он отпрягал лошадей обратно. Делать все нужно было быстро и искусно. Поэтому такая профессия требовала большой бдительности и четкости.
Ко всем трудностям добавлялось и то, что ширина колеи составляла всего 1 метр из-за чего вагоны нередко сходили с рельс.
Пользовательский спрос
Пользовательский спрос на такой вид транспорта был большим, в первую очередь это было связана с ценой. Поездка на конке стоила от 3 до 6 копеек в зависимости от пункта следования. Для примера, кучер, за такое же расстояния мог взять и 20 копеек. Вторым фактором, влияющим на спрос, было наличие пассажирских мест. В каждом вагоне могло поместиться 20 человек. А одновременно по линии передвигалось от 10 до 12 вагонов. И то, что конка ходила целый день c 7:00 до 23:00, тоже сыграло свою роль.
Развитие такого вида транспорта повлияла и на предпринимательскую деятельность, вдоль следования маршрута открывались магазины и аптеки.
Основные маршруты минской конки протянулись на 8 км. Первая линия была вокзальная, соединяла Брестский вокзал и подъезжала к Виленскому вокзалу. Вторая линия — центральная, была самая продолжительная.
Координировать деятельности конной железной дороги должно было специально созданное управление на улице Базарной в доме № 4, куда жители могли обращаться с жалобами или предложениями.
Ездили жители на конке до 1928, затем ей на смену пришли электрические трамваи.
Где посмотреть?
Если хотите полностью погрузиться в атмосферу города времен конной железной дороги, то советую посетить музей в «Верхнем городе» — «Минская конка». Там вы сможете и поседеть в вагончике, и полюбоваться на витрины магазинов, и даже, получить звание форейтора, правильно выполнив задания.
Автор: Ксения Дедюля