Меню

Мама — педагог, отец — гендиректор, сын — рецидивист. Репортаж из колонии в Борисовском районе

репортаж из колонии в Дзержинском районе
Фото: автора

Очередной рабочий день начался сонно, под звуки стучащего по подоконнику дождя. Настроение немного соответствует погоде: сегодня еду… в колонию.

Вокруг ароматы завтрака, флюиды свободы — это утро. А каким будет день? Радует одно: в казенных стенах проведу несколько часов, ведь это очередной репортаж, который пройдет в Новосадах.

За колючей проволокой здесь отбывают срок убийцы, насильники, распространители наркотиков и другие преступники. Причем все без исключения, нарушившие закон не в первый раз.

Шагая к цели

Тщательный досмотр на КПП и множество железных лабиринтов позади. Иду по аллее учреждения к храму Святого Праведного Иоанна Кронштадского — именно здесь состоится интервью. Сюда ежедневно приходят осужденные, чтобы искупать свои грехи перед Богом.

По пути успеваю увидеть производственный цех (кстати, один из крупнейших в Беларуси, расположенных на территории исправительных учреждений), медицинскую часть, продуктовый магазин. Один из осужденных усердно подметает территорию. Все почти как на свободе, если закрыть глаза на высокий бетонный забор с колючей проволокой по всему периметру.

К труду приобщены здесь практически все осужденные. Одни следят за чистотой на улице, другие стоят у станка в цеху, а кто-то помогает батюшке, который еженедельно приезжает к ним.   

Не в ту роль ты вошел, Олег

Спустя пару минут захожу в церковь, там меня встречают двое осужденных — Олег и Юрий. С виду даже не скажешь, что оба «сидят по статье» — уж очень ангельский облик у обоих. Проходим в библиотеку, садимся за стол и начинаем разговор.

репортаж из колонии в Дзержинском районе

— Оказался здесь за покушение на убийство, сижу уже десять лет, — начинает свой рассказ Олег. — Одним словом, семейная драма. Любимая женщина начала употреблять наркотики, а мне это не нравилось, пытался отучить, не принимал ее увлечения. Хотел образумить, часто ругались из-за этого. Продолжалось все несколько лет. Во время одной из ссор я не выдержал — в гневе схватился за нож и набросился на нее. Слава Богу, выжила. А я за свой поступок оказался здесь.

Покушение на убийство — не первое преступление в биографии Олега.  Первое преступление совершил в юношестве — кражу.

— Уже и не помню, что это было. Отсидев, судя по всему, я даже не думал вынести для себя урок. Хотя родители и друзья делали для меня все возможное, чтобы не оказался больше на скамье подсудимых. Разговаривали, просили, убеждали. Но я не принимал их слова всерьез, — без эмоций признался мужчина. 

Олег родился в благополучной семье. Мама работала преподавателем, отец — генеральный директор строительной компании. До переломного момента на хорошем счету был и сам собеседник. После школы поступил в театральное училище, но диплом так и не получил — сбился с правильного пути.

— Видимо, Олег, не в ту роль ты вошел, в которую надо, — процитировал одного из своих преподавателей мужчина. 

репортаж из колонии в Дзержинском районе

Студенческие годы осужденного выпали на 90-е.

— Сами знаете, какое это было время. Тогда говорили: ты либо рубаха-парень, либо ботаник. Пришлось идти в ногу со временем, быть «модным», а запретный плод всегда сладок. Сколько родители меня пытались уберечь от всего, а мне, наоборот, еще больше хотелось, — признался собеседник.

Находясь в колонии, мужчина пришел к Богу. Решение это не было спонтанным.

— В детстве я часто ходил с отцом и его родными в храм, это зародило во мне духовное начало. Но я его не развивал. Осознанно пришел к Богу во взрослом возрасте, находясь в колонии, — рассказал Олег.

Отец Георгий: «Взаимодействие Белорусской православной церкви и Департамента исполнения наказаний очень тесное. Руководство идет навстречу духовному воспитанию осужденных. Искренне благодарен за это»

По решению настоятеля храма мужчина назначен звонарем, и теперь он обозначает важные моменты богослужения, украшая колокольным звоном службу.

Трижды рецидивист

Юрий также осужденный. В его биографии — несколько тяжких. Первое преступление совершил по глупости — украл деньги. Отбыв наказание, вышел на свободу, но вскоре вновь оказался за решеткой — во время драки убил человека. Все 8 лет, которые провел в колонии, приходил в храм. Казалось бы, встал на путь истинный.

Но по истечении срока вышел на свободу и не удержался — снова ввязался в драку, избив человека до полусмерти. По счастливой случайности пострадавшему удалось выжить. Однако удачно эта история не завершилась для самого Юрия — ему дали 16 лет, из которых он отсидел уже 10. Такое наказание получил, учитывая ранее совершенное. 

репортаж из колонии в Дзержинском районе
На стенах храма – иконы и киоты, которые создали сами осужденные

— Попав в колонию в третий раз, я опять пришел к Богу. С верой в него легче живется. Помню, как в первый раз пришел к батюшке рассказывать про свои грехи. Когда он покрыл мою голову епитрахилью, из меня будто бы начало выходить что-то, становилось легче. Бороться со своими привычками и страстями было очень тяжело. Но, чем больше исповедуешься и причащаешься, начинаешь исправляться, сам того не замечая. С Богом легче переживать все трудности, даже в колонии. Здесь я свободен от многих страстей: наркотиков, пьянок, разгульного образа жизни, — признался осужденный.

Сегодня Юрий — староста храма, решает организационные вопросы.

Вспоминая свое детство, мужчина признается: рос избалованным ребенком. Родители были уважаемыми людьми в городе, на высоких должностях. Несмотря на времена дефицита, в детстве у него было все, в том числе импортные вещи. Мама и папа всегда учили дисциплинированности и трудолюбию. Возили на летние каникулы в деревню к бабушке, где смотрел за лошадьми, коровой и другим хозяйством.

— Несмотря на эту правильность, внутри что-то бунтовало. Ругался часто со старшими. Возможно, вседозволенность и желание быть в 90-х «модным» и привели меня туда, где я есть сейчас, — резюмировал собеседник. 

Исповедуются и молятся как в последний раз

А какой он, осужденный, перед Богом? Об этом мы спросили настоятеля храма Святого Праведного Иоанна отца Георгия.

ИК-14 — не первое исправительное учреждение, в котором он несет тюремное послушание. Начинал в 1998-м с тюрьмы в Жодино, а в 2010-м перешел в колонию в Новосадах.

— В первую очередь это человек, который пришел к Богу осознанно. Один может сделать это для знакомства, другой – чтобы поработать над собой, раскаяться в грехах, — начинает беседу священник. — В кающемся человеке я вижу немощь, желание быть свободным. Не в плане того, чтобы оказаться на свободе, а чтобы освободиться от греховных деяний, совершенных им. Верующий человек, который осознает, что все эти искушения — то, с чем нужно бороться, приходит к Богу для борьбы со своими грехами, чтобы победить их и выйти отсюда чистым и свободным от грехов, которые могут сюда снова привести.

репортаж из колонии в Дзержинском районе
Осужденные могут ежедневно приходить в храм для утреннего и вечернего богослужения, чтобы послушать лекции на духовную тематику, выбрать в библиотеке любую книгу и прочитать ее

Из всего числа осужденных храм в Новосадах востребован примерно у 10%. Доверие осужденных к священнику рождается постепенно, посредством общения. Чаще всего они разговаривают о насущном, том, что беспокоит: семье, внутреннем состоянии. Человек может просить подсказать, как от того или иного греха освободиться.

По наблюдениям священника, находясь в колонии, люди исповедуются и молятся как в последний раз.

— Благодаря их молитве у бездетных рождаются детки, люди с тяжелыми заболеваниями выздоравливают. Есть даже пример. Один из бывших осужденных просил научить молитвам о своем болящем сыне, которому грозила смерть. Зная, как тут молятся, просил молиться за ребенка. И мальчик был вымолен и остался жив. Есть даже случаи, когда люди, больные раковыми заболеваниями, выздоравливали, — рассказал отец Георгий.

Насколько храм помогает осужденному переосмыслить свою жизнь и как долго длится этот процесс переосмысления? По словам собеседника, процесс может длиться всю жизнь, а может — короткий промежуток. В практике священника были случаи, когда человек искренне молился, исповедовался, а через месяц после освобождения возвращался назад, в места лишения свободы.

Главное правило, которое поможет человеку не вернуться в тюрьму, —  продолжение своего духовного пути на свободе. Для священника это всегда большая радость.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59