Почему словацкие солдаты в Беларуси перешли на сторону СССР и стали бороться с нацистами

К 80-летию Победы в Минск приехали байкеры из Словакии, а премьер-министр страны Роберт Фицо — присутствовал на Параде Победы в Москве, несмотря на все угрозы своих противников. Боевое братство связывает наши народы еще со времен той страшной войны с фашизмом…
Под немецким протекторатом
В сентябре 1938 года Англия и Франция на переговорах в Мюнхене предали своего союзника — Чехословацкую республику, отдав ее на растерзание нацистской Германии. Таким образом Запад надеялся подтолкнуть Гитлера к войне против Советского Союза. СССР был готов оказать чехословакам военную помощь, но Париж и Лондон — запретили Праге ее принимать. И 14 марта 1939 года Словакия под нажимом Гитлера — провозгласила свое отделение от ЧСР, в стране была установлена диктатура националистов-«людаков» во главе с Йозефом Тисо. В 1939-1941 году в Словакии были приняты расистские законы, на основе которых было уничтожено практически все еврейское и цыганское население. В сентябре 1939 года словацкая армия вместе с вермахтом приняла участие во вторжении в Польшу.
А 24 июня 1941 года марионеточный режим Тисо присоединился к Германии в войне против Советского Союза. Однако словацкий экспедиционный корпус понес тяжелые потери, и вскоре был отозван назад. На Восточном фронте оставили только «Подвижную дивизию» (Rýchla divízia), действовавшую на Северном Кавказе. И еще одна «Охранная дивизия» (Zaisťovaciu divíziu, ZD) — была направлена для борьбы с партизанами на белорусское и украинское Полесье.
Встреча с Мазуровым и танк-перебежчик
Основной задачей словаков стала охрана, в том числе и стратегически важной магистрали Брест-Гомель. Но под ударами белорусских и украинских партизан, от болезней и тяжелых условий жизни на Полесье дивизия ZD несла немалые потери.
И тогда словаки стали заключать с советскими партизанами негласные договоренности о взаимном ненападении. Словацкие подразделения начали избегать боестолкновений с партизанами, либо же имитировали их — отчаянно паля в воздух. Карательные акции проводили только те немногочисленные подразделения, которые находились под командой идейных националистов-«людаков». Тогда командование Охранной дивизии было сменено. Ее новый командир Рудольф Пильфоусек, судетский немец и убежденный приверженец союза с Германией — первыми делом запретил своим подчиненным контакты с местными женщинами, в которых видел опасных «большевичек».
Но в ноябре 1942 года народные мстители нанесли Охранной дивизии тяжелый удар под Лоевом. А затем во время налета на Хойники едва не ликвидировали и самого ретивого Пильфоусека. Участие же дивизии в массовых карательных операциях, где они становились очевидцами немыслимых зверств нацистов — еще больше деморализовало словаков. Кстати, немцы не скрывали презрения и к своим словацким союзникам, по мнению нацистов — тоже «недочеловекам».
И 5 августа 1942 года к партизанам пришел первый словак — Андрей Звара из смешанного разведотряда. 30 августа еще два разведчика, Юзеф Туш и Кароль Иванич, захватив автомобиль, бежали к партизанам. Иванич был ранее членом подпольной коммунистической организации.
А капитан Ян Налепка создал в 101-м полку антифашистскую офицерскую организацию. 8 ноября 1942 года возле Копцевичей Налепка встретился с Кириллом Мазуровым, представителем Центрального штаба партизанского движения. На переговорах были выработаны условия дальнейшего взаимодействия словацких антифашистов — с белорусскими партизанами. И после этой встречи — началось…

Уже в ноябре 1942 года под Калинковичами к партизанам перешло 13 солдат из 101-го полка во главе с Яном Микулой. Словаки просто не могли уже больше смотреть, как нацисты казнят мирных жителей, родственных им белорусов. Но перебежчики опасались и мести националистов своим семьям, оставшимся в Словакии. Поэтому изобразили дело так, будто партизаны напали на их пост, и даже полили все вокруг — кровью баранов.
В марте 1943 года к партизанам, в числе прочих, ушел Виктор Рутткай. Ушел по идейным соображениям — его отец был коммунистом и воевал с фашистами еще в Испании в составе Интербригад.
Тем временем организация Яна Налепки оказалось под угрозой провала. И в мае 1943 года было принято решение — немедленно уходить в лес. Словаки-антифашисты во главе с капитаном Налепкой составили целое подразделение в 48 человек в партизанском соединении Сабурова.
Угроза выдачи членов антифашисткой организации возникла также и в 102-м полку. И 6 мая 1943 года Микулаш Ревилак и Йозеф Михок уходят к партизанам. 9 мая военнослужащий 102-го полка Андрей Сакса в деревне Юркевичи Житковичского района убил украинского коллаборациониста и также бежал в партизанский отряд. А в июне 1943 года танкист из полка штурмовых машин (POVs) Мартин Корбеля под Ельском увел к партизана танк с полным вооружением. К сожалению, танк застрял в речке с болотистым дном, и партизанам пришлось просто взорвать его.
Боевое славянское братство
И вскоре для немцев словацкая дивизия превратилась в своего рода «чемодан без ручки». Не помог и приказ о расстреле всех пойманных дезертиров. И тогда в июле 1943 года дивизию перебросили в Минск. Видимо, нацисты посчитали — всему виной слишком долгие контакты с жителями Полесья. Но и в Минске словаки стали сближаться с местным населением, и установили контакты с партизанами. Немецкой военной машине уже переломили хребет на Курской дуге, и даже прогермански настроенные офицеры Охранной дивизии — больше не проявляли былого рвения.
И на Минщине начался просто массовый исход словаков к партизанам. В августе 1943 года группа солдат бежала прямо на грузовике. А четник Войтех Шатара привел под Смолевичами к партизанам всю свою велосипедную команду в 30 человек. Среди бежавших были не только словаки, но и венгры и русины. Майор Носко из штаба дивизии одной из причин побегов называл следующее: «Солдаты поддерживают контакт с интеллигентными женщинами, которые их всячески обрабатывают и передают партизанам». В сентябре свои части покинуло около 100 словацких солдат. Уходили к партизанам и офицеры, например, командир роты поручик Сташок. Уже в 1944 году он, будучи раненным, попал в плен к немцам. Свой поступок словацкий офицер объяснил тем, что в сожженной деревне Рудница — увидел труп обгоревшей женщины с ребенком на руках. А поручик Михал Павлович стал свидетелем жестокой казни 12 девушек-подпольщиц, при этом маленькую девочку, у которой обрывалась веревка — вешали трижды. И поручик установил связи с минским антифашистским подпольем, передал партизанам больше сотни единиц оружия, был арестован гестапо — но смог сбежать из тюрьмы.

Видя неизбежность поражения Германии, правительство Словакии попыталось вывести свою дивизию из немецкого подчинения. Но 21 сентября 1943 года словацкая дивизия, переименованная во 2-ю Пехотную, получила приказ от немцев — отправиться на фронт. Однако словацкое командование — фактически отказалось следовать полученному распоряжению. Да и немецкий генерал Франц Шлипер докладывал: «Переброска словацких дивизий на фронт означала бы для немецкого командования не усиление, а скорее опасность». И руководство вермахта вынуждено было смириться с этим фактическим неподчинением словаков. Дивизию переименовали в техническую бригаду и отправили на работы в Италию.
Всего в 1942-1943 годах на сторону советских партизан перешло 364 словацких военнослужащих, 111 из них — погибли в борьбе с нацистами. Капитан Ян Налепка пал при освобождении Овруча 16 ноября 1943 года, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Микулаш Ревилак участвовал в организации Словацкого национального восстания 1944 года, служил в Народной армии ЧССР, приезжал после войны в Беларусь.
Братство белорусского и словацкого народов выдержало те страшные испытания, в которые вверг человечество немецкий нацизм и разномастные национализмы. Выдержало тогда — выдержит и сейчас…
Автор: Юрий Глушаков
Рекомендуем



