Меню

Пять гранат против роты противника: как советский связист остановил наступление

Пять гранат против роты противника: как советский связист остановил наступление
Фото: из открытых источников

В июне 1941 года лейтенант Анатолий Рыжиков проходил службу в Пограничных войсках Советского Союза, будучи начальником связи Бужорской комендатуры Каларашского пограничного отряда Молдавского пограничного округа. В Великую Отечественную войну лейтенант Рыжиков вступил 22 июня 1941 года, с первой же ее минуты, защищая государственную границу СССР на реке Прут на участке 12-й пограничной заставы у молдавского села Котул-Морий. И уже в первом бою он лично уничтожил 3 пулемёта противника, несколько гитлеровцев, под артиллерийским огнём и бомбёжкой устранил повреждение на телефонной линии, обеспечив взаимодействие пограничных застав, благодаря чему враг на этом участке государственной границы был остановлен.

На исторической фотографии, опубликованной в советских центральных газетах в конце августа 1941 года: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин вручает орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» вместе с Грамотой о присвоении звания Героя Советского Союза связисту-пограничнику Анатолию Рыжикову.

А 2 сентября 1941 года в газете «Рабочий край», которая выходила в Ивановской области, было опубликовано письмо родителей героя: Василия Ивановича и Ираиды Яковлевны Рыжиковых и его сестры Юлии, где они писали:

«Дорогой Толя! Трудно в письме передать наши чувства, когда мы узнали, что ты удостоен высокого звания Героя Советского Союза! Много радости ты доставил нам своим героическим подвигом. Долго мы смотрели на твой портрет, напечатанный в газете «Правда», и наши сердца наполнились гордостью за нашу доблестную Красную Армию, за нашу партию, воспитывающую мужественных, славных воинов. Мы не сомневаемся, что ты уничтожишь еще не один десяток гитлеровских людоедов.

За нас не беспокойся, мы всем обеспечены. Папа работает на фабрике, Юля учится, твой брат Александр кончает летную школу и скоро придет к тебе на помощь. Вместе с тобой, наш родной Толя, ты на фронте, а мы в тылу — будем ковать победу над врагом».

Бой на границе 22 июня 1941 года: как освещала пресса подвиг связиста Рыжикова

Едва Анатолий Рыжиков успел доложить о попытках немецко-фашистских захватчиков форсировать реку Прут, как тут же получил приказ выдвинуться в составе группы бойцов на восточную окраину села Котул-Морий, чтобы помочь заставе лейтенанта Левиненко, принявшей на себя основной удар.

Группа коменданта участка капитана Матюшина, в составе которой находился лейтенант Анатолий Рыжиков, подоспела вовремя. Было решено ударить противнику в тыл и освободить Котул-Морий. Встреченный на окраине села местный житель сказал, что немцы сосредоточились в излучине Прута. В указанном месте пограничники увидели до полусотни немцев. Матюшин дал команду забросать их гранатами, расстреливая в упор и добивая прикладами. С криками «Бей гадов! Смерть захватчикам!» пограничники бросились на гитлеровцев.

Но, опомнившись от неожиданного удара, немцы быстро установили пулемёты и под прикрытием их огня стали отходить за дамбу. Сильный огонь противника не позволял пограничникам двигаться дальше и заставил их залечь в канаве.

Капитан Матюшин молча, но так выразительно посмотрел на Рыжикова и Левиненко, что оба поняли: им приказывают уничтожить пулемёты. Рыжиков взял шесть гранат и пополз. Левиненко же огнём из автомата стал прикрывать его. Вот где Анатолию пригодились сноровка гимнаста и выдержка фехтовальщика. Ещё будучи курсантом училища, он дальше всех метал гранаты, метко стрелял и, как никто другой, владел приёмами штыкового боя.

С каждой минутой сокращалось расстояние до ближайшей фашистской огневой точки. Семьдесят, шестьдесят, пятьдесят метров… «Пожалуй, пора», — решил Анатолий и, привстав на колено, метнул из-за куста одну за другой две гранаты. Глухие взрывы — и вражеский пулемёт умолк.

Заметив смельчака, несколько немцев пошли ему в обход. Но Левиненко с остальными пограничниками метким огнём прижали их к земле и помогли Рыжикову приблизиться ко второму пулемёту. И вдруг яркая вспышка внезапно ослепила Анатолия, а взрыв гранаты оглушил его.

Очнувшись, лейтенант понял, что жив. Но что это? Над ним с занесённой винтовкой стоял гитлеровец: «Неужели это конец?» Но мысль сработала быстро и четко: Рыжиков молниеносно вскочил. Однако удар прикладом по лицу чуть не свалил его на землю. Откуда только взялись силы! Лейтенант схватил фашиста за мундир и дернул на себя. Тот не удержался на ногах и упал. Анатолий выхватил у него винтовку и сильным ударом по голове прикончил его.

Из канавы наши что-то кричали Рыжикову, но, оглушённый, он их не слышал и упорно продолжал ползти вперед. Два точных броска — и второй пулемёт смолк. Однако ненадолго. Видно, кто-то из гитлеровцев уцелел. Брошена еще одна, пятая, граната. На этот раз удачно.

Подобраться к третьему пулемёту, казалось, было невозможно. До него — более ста метров совершенно открытой местности. Ни бугорка, ни кустика. Пока полз, немцы бросили в него две гранаты. Заметил откуда — из небольшой ямы у насыпи. Оставалась последняя граната. Уничтожить ею этих немцев — значит, уцелеет пулемёт. Не разделавшись с гранатомётчиками, к пулемёту не пробиться. Как быть?

Выручил красноармеец Абрамов — приполз к нему с гранатой. Точно прицелившись, лейтенант бросил её в яму. Путь к пулемёту открыт. Подполз к нему на каких-то сорок метров. Приподнялся, крепко сжал гранату, замахнулся и бросил.

Не успел рассеяться дым, как за спиной послышалось дружное «Ура!» Это капитан Матюшин повёл пограничников в атаку. Рыжиков бросился за ними, но, неизвестно откуда взявшиеся, на него навалились трое немцев. Пришлось с ними повозиться, но живыми из них никто не ушёл…

Из боевого донесения

Самоотверженно сражался с врагом личный состав 2-го Каларашского погранотряда, прикрывавшего важное направление на подступах к Унгенам, через которые шла железная дорога Яссы — Кишинев. Здесь отличились своей стойкостью бойцы 12-й заставы во главе с лейтенантом П.П. Левиненко.

22 июня в 4 часа утра на участке 12-й заставы через реку Прут переправилась немецкая разведка, а следом — ещё до 300 немецких солдат и офицеров. Получив об этом донесение, комендант участка капитан Г.А. Матюшин приказал группе пограничников быстро и скрытно идти на помощь заставе лейтенанта Левиненко. Враг планировал разбить заставу за 15-20 минут. Против 40 пограничников действовала отборная воинская часть. Гитлеровцам удалось захватить село Котул-Морий и продвинуться вглубь территории, где они снова встретили сопротивление отошедших от границы нарядов.

Фашисты вели сильный огонь из установленных на бугре трех станковых пулеметов. Капитан Матюшин с группой бойцов прорвался к захваченной врагом высоте. В состав группы входил командир взвода связи комендатуры лейтенант А.В. Рыжиков, который вызвался подавить пулеметы противника и забросал огневую точку гранатами. Вскоре на помощь подошли другие группы пограничников, и в результате их совместного с ротой 176-й стрелковой дивизии наступления было освобождено село Котул-Морий, а через несколько часов на этом участке границы противник был выбит с советской территории. 

Послесловие

В 2015 году на здании школы № 39 города Иваново, где учился Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Рыжиков, Российским военно-историческим обществом была установлена мемориальная доска.

А в 2018 году его именем была названа одна из улиц областного центра.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59