Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Спасти сына и купить билет в театр. Поговорили с милиционерами из Смолевичей о киберпреступлениях

Спасти сына и купить билет в театр. Поговорили с милиционерами из Смолевичей о киберпреступлениях
Фото: Анна Галковская

Ежедневно новостные ленты пестрят сообщениями о «подвигах» кибермошенников. Кто-то отдал все сбережения, чтобы спасти жизнь сыну, кто-то перечислил «на страховой счет» все средства или взял кредит на пустоту, кто-то продавал вещь и сам же за нее заплатил… В какие ситуации попадают доверчивые граждане и к каким ухищрениям прибегают кибермошенники, корреспонденту «Минской правды» рассказал старший уполномоченный группы по противодействию киберпреступности Смолевичского РОВД, капитан милиции Станислав Немкович.

Как вы собираетесь ловить главаря?

— Станислав, говорят, что раскрыть киберпреступление, найти и призвать к ответу виновных, крайне сложно. Так ли это?

— Можно сказать и так. Ведь такие преступления совершаются удаленно и имеют целый ряд звеньев, каждое из которых может даже не представлять, где находятся остальные. Вот сейчас передо мной лежит дело: девушка пострадала от рук мошенницы на одной из торговых площадок. Она продавала куртку — и в мессенджере ей написала «покупательница», которая и предложила оформить доставку. Продавец согласилась. Ей сбросили ссылку на якобы сайт доставки и предложили ввести данные карточки: «Вам сразу же поступят деньги, а завтра курьер заберет куртку». И продавец послушно ввела и номер карточки, и все то, что вводить нельзя: СVV-код и код, пришедший в CМС. В итоге у нее похитили 100 рублей.

Казалось бы, чтобы раскрыть преступление, нужно узнать, на кого зарегистрирована карта. Но здесь так не работает. Потому что карты, которые используют мошенники, зарегистрированы на третьих лиц, а звонившие находятся заграницей. Бывают случаи, что мошенники пишут в мессенджерах с аккаунта потерпевшего от преступления ранее.

— Больше всего люди теряют на каких платформах?

— Если брать Смолевичский район, то большинство людей сейчас «попадается» в ловушку на популярной торговой площадке. Есть два варианта развития событий. В первом случае, человек продает вещь, а мошенник предлагает оформить доставку и присылает фиктивную вкладку, где продавец вводит данные карты, после чего с нее списываются средства.  Во втором случае, человек что-то покупает, а ему предлагают отправить деньги на карту в качестве предоплаты. Только в первом случае злоумышленник сам заходит в интернет-банкинг и переводит деньги (статья 212 УК — «Хищение имущества путем модификации компьютерной информации»), то во втором — потерпевший переводит деньги сам. Это считается мошенничеством (статья 209 УК).

Чаще всего кибермошенники звонят через вайбер, а также по сотовой или стационарной связи. Звонивший представляется банковским работником или сотрудником милиции. Как правило, говорят, что злоумышленник (называют имя и фамилию) собирается оформить на вас кредит — и чтобы деньги не похитили, требуют сообщить номер карточки.

—  И люди так просто соглашаются отдать сбережения?

— Более того. Были случаи, когда потерпевшего убеждали сходить в банк, оформить кредит и перевести деньги на «страховой счет», чтобы их не украли. Интересно, что люди этим инструкциям следуют и переводят немалые деньги.

— В каком возрасте чаще попадаются на эту удочку?

— Принято считать, что пожилые. Но судя по Смолевичам и району, таких среди потерпевших у нас максимум 20 процентов.

— Сейчас у мошенников популярна «новая фишка». Они объявили «розыгрыш к 60-летию Белпочты» и рассылают людям информацию в мессенджерах. Есть ли те, кто «клюнул»?

— Заявлений пока не поступало.

— Объясните разницу между вишингом и фишингом.

— Фишинг — это как крючок (с английского — рыбалка — Авт.): злоумышленник отправляет ссылку, по которой переходит потерпевший и вводит свои данные. А вишинг — это когда «благими намерениями» злоумышленник вводит потерпевшего в заблуждение — те же «банкиры» и «милиционеры», якобы заботящиеся о сохранности чужих средств.

Почему у вас все деньги рублями?

— Были ли в вашей практике вопиющие случаи?

—  Не так давно произошла следующая ситуация. Рабочий одного из предприятий района получил звонок из «банка». Звонивший сообщил, что злоумышленники собираются списать с его карточки все деньги и потребовал срочно назвать ее данные. К слову, пострадавший копил деньги, поэтому сумма собралась немалая. Данные он передал мошенникам, которые сообщили ему: «Не переживайте. Все хорошо. Вашим накоплениям уже ничего не грозит. Они переведены на страховой счет». Между тем денег на карте уже не было. А через несколько дней мужчине позвонили, и он услышал примерно следующее: «Здравствуйте. Мы вам звонили недавно, открывали страховой сберегательный счет. Но так получилось, что ваши данные снова были скомпрометированы и на ваше имя собираются оформить кредит. Вам нужно прямо сейчас поехать в банк и взять кредит самому. Мужчина оставил сразу три заявки на кредит в разных банках. Деньги он получил наличными и на карту. Данные карты он передал злоумышленникам, а наличные перечислил через почту на счет. С учетом собственных сбережений ущерб составил 20000 рублей. Кроме того, мужчине придется еще выплачивать кредит.

Был и комичный случай. Человек собирался купить в интернете водительское удостоверение, перевел деньги, но права так и не получил. В итоге он вынужден был обратиться в милицию.

Роскошная жизнь в шаге от вас

— Были ли в районе случаи с мошенничеством с криптовалютой?

— Сталкиваться с этим приходится часто. Большая часть денег от киберпреступлений уходит на покупку биткоинов. Случаев непосредственно хищения криптовалюты в районе не было. Но один человек пострадал на трейдинге. Решил заработать, нашел «фирму-посредника», забросил для проверки 1000 долларов. На первых порах ему удалось приумножить свои средства в 2 раза — и тогда ему предложили внести сумму покрупнее. Всего мужчина вложил 10 тысяч долларов. И когда сумма выросла в 2 раза, он решил вывести часть средств. Но, как выяснилось, для этого необходимо заплатить комиссию. Он добавил еще 2 тысячи долларов. А вскоре понял, что вывести средства не удастся.

— Удается ли раскрывать личности злоумышленников?

— В прошлом году в составе группы областного управления мы задержали женщину. В Беларуси она искала тех, кто готов был открывать карты на свое имя. За 30 рублей люди соглашались регистрировать на себя несколько карт. В итоге был создан целый банк из десятков карт. А женщина занималась распределением бюджета. Она платила тем, кто звонил потерпевшим из-за границы и регистрировал карты на себя, а также тем, кто снимал средства у пострадавших, и, конечно, не забывала о себе. Но ведь эта женщина не была вершиной айсберга — только посредником.

Немкович

Ой, когда это все кончится?

— Станислав, можно ли говорить о снижении количества киберпреступлений?

— В этом году по сравнению с предыдущим наблюдается небольшое снижение: за 10,5 месяца 2021 года было зарегистрировано 76 преступлений, а за аналогичный период нынешнего — 56. Раскрыто — 5. А это всего 9% от количества всех киберпреступлений. В прошлом году этот процент достигал 15.

Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете…

— Почему наши люди «ведутся»?

— Звонящие торопят, запугивают, настаивают на том, чтобы все делалось очень оперативно. Кроме того, злоумышленник звонит, зная фамилию, имя отчество, иногда возраст и место жительства собеседника. И когда люди слышат эту, казалось бы, конфиденциальную информацию от незнакомого человека, у них появляется доверие. Но на самом деле эти данные можно взять из соцсетей. Оставляем мы их и на платформах интернет-магазинов, а также при оформлении бонусных карт.

Напоминаем: нельзя сообщать звонящим ни смс-код, ни CVV, расположенный на обратной стороне карты. А также скачивать «рекомендуемые» приложения. Так вы сможете сохранить средства, которые пытаются списать злоумышленники.

Суть приложения в том, что злоумышленник через свой гаджет отслеживает ваши действия на смартфоне. Он все видит удаленно.

А если при звонке отображается логотип банка — это просто картинка, за которой ничего нет. Кстати, если раньше правоохранители предупреждали о звонках из мессенджеров, то сейчас речь идет и о сотовых, и о стационарных номерах.

— Действует ли эти меры?

— Вы знаете, да. Теперь, когда звоню людям по работе, представляясь сотрудником милиции, и прошу уточнить какие-то данные, мне не сообщают, — смеется.

Немкович

Любите ли вы театр так, как люблю его я?…

— А случаи использования мошенниками других платформ, например, сайтов знакомств, были в вашей практике?

— Да, и довольно часто. Например, знакомятся парень и девушка, и она говорит: «Я хочу в театр, у меня уже есть билет, а ты себе купи второй. Он соглашается. Та сбрасывает ссылку на фишинговый сайт, а парень вводит данные своей карты, СVV-код и код из СМС. Деньги списываются — и девушка исчезает из сети. Таких случаев в этом году было уже несколько.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59