Меню

«Наука без понтов»: Президент потребовал от учёных честной работы и реальный прорыв

«Наука без понтов»: Президент потребовал от учёных честной работы и реальный прорыв
Фото: president.gov.by

Такого в истории отечественной науки ещё не было. Честного, открытого, откровенного и жесткого разговора. Ни время научных диспутов и интеллигентных претензий. Даже в науке. Сейчас  украинский конфликт «засушат», а дальше, на чьей территории будут совершать геополитические прокси-разборки?

Государство должно стать монолитом, а общество быть консолидированным. Не всех греют идеи белорусоцентричности и патриотизма. Вот флагами помахать или брендированные платочки повязать на элегантные шеи — это да. А если сложности, падение экономических показателей? Если честно нашему государству сейчас нелегко.

Экономика открытая, а это ахиллесова пята и во внешней политике, и для внутренней стабильности. Повторится вновь 20-й год — разорвут по границам раздела. А сколько тех разделов в нашей истории уже было?! Выход один — воевать не надо. Надо работать. Только честно. Даже  жертвенно. Несмотря на сложные природные условия — аграрии сработали успешно. Все-таки геополитический климат еще сложнее, чем природный. Показатели этого тяжелого года Президент отнёс к образцовым. Дальше на них и будем ровняться. У финансистов тоже урожайный год. Рекордный ЗВР. А дальше кто и что. А дальше промышленность. Я не думают, что наши заводы не смогут осилить новые и качественные модели. Смогут. Но дайте им те чертежи и технические задания. Звучат фанфары. Ваш выход господа учёные!

«Хочу у вас спросить о статусе ученого. Вы от меня хотите, чтобы я ваш статус повысил? Вы задумайтесь, как я, над этим. Я вот неделю думаю, как мне ваш статус повысить. Никто, кроме самого ученого, статус повысить не может. Это должны сделать вы», — отметил глава государства.

Лукашенко

Манкурты со званиями

Политический апгрейд в стране случился. Мудро, по-белорусски. Не на баррикадах с камнями и «коктейлями Молотова», а начиная от острых  диалоговых  площадок и заканчивая консенсусом Референдума с уютной и праздничной атмосферой. Это была элегантная победа белорусской… демократии — нет. Народовластия! Апогей этого — ВНС. Мы так привыкли ко всему хорошему в сложнейший период, что даже не замечаем этого. Причём, это постепенный переход был запланирован давно. А его реализация несмотря на небывалую турбулентность в нашем макрорегионе, и в целом — в мире — свидетельствует о мощном стержне белорусской управленческой модели. Политическая система, поменялась. А с другими странами что? С ученной средой. Первый долго ждал перемен. Академия наук — это сгусток энергии научной мысли, анклав лучших умов  и столпов государства, опора — развития для общества. Это же романтика, полёт мыслей, миссия — быть пионерами, первопроходцами, первыми. И что ученые мужи в этот сложнейший исторический период. Предложили Президенту повысить статус ученого. Деньгами, конечно же.

«Это не только ко мне вопрос, но и к вам — статус ученого. Запомните, не повысите его — никакого у вас статуса не будет. Статус — не зарплата и деньги. Это ваш уровень как ученого. Поэтому статус ученого ищите в себе», — подчеркнул белорусский лидер.

Лукашенко

УЧЁНЫЙ — это уже статус. Мы белорусы — нация Скорины, Алфёрова, Высоцкого. Всмотритесь — в тяжелейшие годы послевоенной разрухи. Страна выбиралась из пепелищ и землянок, детям обуть не было чего, а учёные самоотверженно воевали на «фронте науки» Именно тогда рождались наши прорывные компетенции физика лазеров и открытия в материаловедении. А потом сами же учёные понизили свой общественный статус. Передавая брошюрки самиздата об убогой серости Союза. Ругать страну — было обязательным атрибутом для причисления тебя в лики бомонда и интеллигенции. В том числе, и научная элита своей ненавистью или бездействие разрушила Союз. И в итоге разбрелись со своими собраниями энциклопедий по закоулкам рыночных отношений, а вместо багажа фундаментальных знаний взвалили на свои плечи клетчатые торбы челночников.

Оказалось, ни рынку, ни капитализму, за которые так ратовали в курилках научная «элита», они не нужны. Запад питается прорывными идеями, а не сахаровскими рассуждениями о гуманизме и свободе. Поднять науку из маргинального состояния удалось благодаря жесткой позиции Первого — Академию наук надо сохранить. Годы и десятилетия прошли. А «душок» манкуртизма в среде остепенённых остался. Первый привел примеры рассуждения неверия в свою науку, медицину — страну даже со стороны ректоров. Это банальное предательство. Плевок в лицо Родины, скорее, в своё же лицо. Ученый, ты же и создаешь страну. Свою суверенную и независимую.  

Где были Вы?

Идолопоклонство интеллигенции  перед Западом не одну страну уже разрушило на нашей территории. Те, кто должен был вести общество к суверенным целям, тянули его на погост истории в Куропаты. БНФ ведь рождалась в курилках Академии наук. Теперь ясно, откуда все эти нарративы неверия.  Ученые должны были быть апостолами государственности. А, нет, некоторые оказались обычными иудушками, а большинство разбежались по отпускам и летищам — дачам. И речь даже не про естественно-научный корпус, а про гумманитарный. Мало того, что они не выработали каких-то внятных и консолидирующих идей, они даже белорусский путь развития не могли словом защитить. У Креста всегда остаются самые не обласканные. Потому что не за плюшки, а за идею.  Несправедливо, зато честно. 

Рассуждая о статусе ученого, Первый провел параллели с аналогичным вопросом в отношении милиции и военных, который остро стоял в 1990-е годы. Милиция и военные в сложный период 2020 года своими действиями сами обозначили свой статус, встав на защиту страны и общества. «Они тем самым подняли свой статус на высочайший уровень. Может, то время не пришло, может, «2020-й год» для ученых не наступил, когда вы статус свой поднимете», — заявил он. Да, белорусы нация невероятных интеллигентов, по крайне мере, мы себя так считаем. Это хорошо. Но страну спасли брутальные до пота и крови без ученых званий простые ребята, а не доценты и профессура.    

До 2020 года целенаправленно жильё строили не журналистам или силовика, а ученым. А с этих «магистров» вышли на марши протестов, и потом уже присоединились критиковать брутальные действия силовиков. Из сотен гуманитариев со званиями спикерами согласились быть единицы. Так может их и оставить и ими и платить — зачем нам балласт. Столько доцентов, лингвистов, теологов. Стране нужны аграрии и инженеры. Или это вопрос уже к естественнонаучному корпусу, мы создали робота доения, или свой прорывной новый комбайн.

Конференции и симпозиумы по ИИ. И? Где результат. А солома до сих пор в полях. Не хватает пресс-подборщиков. Их нет. Отечественных. «Вице-премьера позвал, говорю: умри, но сделай робот на своей ферме. Маленький поставим, чтобы посмотреть, как работает, — отметил Президент. — Он мне заявил, что сейчас проходят испытания второго варианта, к будущему году сделаем. Где были вы?»

Лукашенко

Вопрос резонный и в 20-м, когда технологиями манипулирования из вне управляли белорусами. И снова в 20-м в ковид. Были в интернет-пространстве оставляя злобные комментарии против самых верных из  возможных шагов власти.         

«А где были вы, ученые? Почему вы не принесли мне эту или другую идею? — спросил он. — Встает вопрос: какой вам нужен статус? Как вы работаете на свою страну?»

Всех огулом, конечно обвинять не надо. Есть светочи в этих пропахших бесперспективностью коридорах. Не все хотят уезжать из страны. А уехавшие, вместо научных полей — гнут спину на клубничных и малиновых плантация заморских фермеров. Кстати, почему-то ни один уехавший белорусский ученый не сделал каких-то открытий на Западе. Ни один. Тишина.

«Встаньте и скажете: кому мы не заплатили за великие открытия? Если такие люди есть, немедленно рассмотрим ваши заявления и примем соответствующее решение», — заявил глава государства. Тишина.                           

Из лаборатории — в цеха

Стране нужен прорыв. Заметный. На ученых сейчас смотрит вся страна. Прорыв технологический. Без патетики новый, но опытный руководитель НАН должен определиться, с кем работать дальше.  Армада не нужна, нужны те, кто кичится не степенями, а своими решениями. В итоге не надо будет и размазывать деньги.  Пускай лучшие зарабатывают много.

Наука

Александр Лукашенко во время совещания ориентировал Высшую аттестационную комиссию не снижать жим в обеспечении качества диссертаций. Статус ученого надо повышать начиная с ВАК.  

«Ни в коем случае не снижать требований, пока ты работаешь в ВАК руководителем. Никакого снижения быть не должно, — сказал глава государства, обращаясь к Председателю Высшей аттестационной комиссии Александру Гучку. — Я знаю, что тебе непросто. Каждый хочет быть остепененным. А я хочу, чтобы он не только был остепененным, имел степень, а был настоящим ученым. Не надо принижать роль ученых».

До 1 января все вопросы должны быть решены. А, впрочем, показатель работы понятен и краток – это путь идеи:  из  лаборатории — в цех.

Должна быть смычка опыта и молодости, но ни в коем не затискиваться перед молодыми специалистами. Результат! А возраст в науке оценивается не по паспорту. А по готовности к открытиям. Инициативных — поддерживать.

Первый приземлил научную общественность. Нужны конкретные результаты под требования  реального сектора экономики. Без науки не будет ни технологического суверенитета, ни роста производительности труда. Тогда и инвесторы придут и пакистанцы не понадобятся. Тот базис на котором мы стоим практически полностью реализован. Заводчане и аграри ждут новых решений от учёных. За дело апостолы развития. Это вопрос и нового качества жизни — останемся ли мыв этом до нельзя  сужающем «золотом миллиарде» и вопрос — Независимости. Чтобы у нашей молодежи кумирами были не Маски, а мы не отстали, не остановились, не упали, а идущие за нами нас затоптали. Воспрянем.

«Вы же хотите жить в суверенной, независимой стране. А без этого страны быть не может! Без науки не может быть страны. И сегодня такой момент, когда наука архиважна. Вы к этому готовы? Если готовы, давайте без амбиций и понтов начинать работать!» — сказал глава государства.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59