Энергии «большой войны» хватит до отставки еврочиновников
Евросоюз заставляют жить в парадигме ожидания большой войны на континенте. Россия в их риторике непременно должна напасть, но даты не точные — как только достигнет превосходства над странами НАТО. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Россия полностью перевела экономику на военные рельсы, называя это прямой угрозой для национальной и экономической безопасности Евросоюза.
Жадность как мотивация войны, но кредит придется отдавать
Верят ли европейские элиты сами в то, что говорят, уже не столь важно: потому что золотые унитазы украинской власти лишили их покоя и сна. Зависть гложет душу — обладать подобным излишеством. Недавнее заявление Евросовета о выделении кредита в 90 млрд евро в течение следующих двух лет, обеспеченного бюджетом ЕС, продиктовано, увы, не одним желанием помочь Киеву.
Освоение таких расходов приведет к тому, что что-то обязательно прилипнет к их рукам. Вроде Киев получит от ЕС кредит на очень выгодных условиях и без процентов, но если это все же деньги в долг, нигде не может быть прописано, что можно и не отдавать. Даже при том, что тратить его будут не в Украине, а для Украины, украинцам придется за всё потом платить.
Для финансовой подушки украинскому бюджету этих денег очевидно очень мало — там дыра на сотни миллиардов в год при самых оптимистичных прогнозах на собственные налоговые сборы. Но возможно ли вообще собрать налоги в экономике, остановленной войной и повальной мобилизацией тех, кто мог бы быть занятым в экономике?

Доходная часть украинского бюджета в случае продолжения военных действий уже не может быть выполнена, а значит, дефицит бюджета приведет к банкротству этой власти. Штаты денег не дают, Евросоюз покрывает лишь треть расходов, и в первую очередь эти деньги теперь пойдут на поставки оружия и боеприпасов для подложной войны. Они же открыто говорят, что не могут допустить, чтобы Украина проиграла.
А вот здесь и кроется выгода европейских чиновников выделять даже такие безнадежные кредиты. С учетом коррумпированной репутации украинской власти они сами будут решать, где размещать оборонные заказы для Украины. Хоть в целом мировой рынок оружия поднялся, существует конкуренция между предприятиями военно-промышленного комплекса, и их акционеры готовы платить, чтобы выиграть тендеры. Коррупция переезжает в еврокабинеты.
Турбулентность политики и зреющий бунт внутри ЕС
Больше всех за этот кредит, обеспеченный чужими активами, радеют власти Германии и немного Франции, при том что упиралась Бельгия, которую поддержали Италия, Болгария и Мальта. Традиционно уже против финансирования украинской войны — Венгрия и Словакия, а после последних выборов в стране к ним примкнула Чехия. Британия не в Евросоюзе и не влияла напрямую на решение, а вот как влияла косвенно, возможно, мы потом узнаем: как про взятку британского военного концерна Борису Джонсону.
За увеличение военных расходов за счет кредита выступают в первую очередь в Еврокомиссии. Но есть у всех политиков, что выступают за войну, еще кое-что общее — все они временные. Эксперты не дают четких прогнозов, что все они могут сохранить свою власть уже в начале следующего года. У Франции давно нет правящего большинства, а в Германии правящая коалиция вот-вот рассыпается.
И там, и там — временное правительство, и, конечно же, им нужно торопиться, не имея долгосрочной перспективы. Контракты на поставку оружия нужно подписывать здесь и сейчас, ибо завтра уже их место займут другие. Нужно обеспечить для себя хотя бы золотой парашют, если не судьба уже им восседать на золотом унитазе.

Рейтинг доверия к президенту Франции Эммануэлю Макрону еще в октябре приближался к рекордно низким 10%, что грозит его очередному правительству скорой отставкой. Две парламентские оппозиции в любой момент могут договориться в Национальном собрании Франции отправить и его самого на покой, объединив усилие для этого, когда потребуют их избиратели.
Bild опубликовала результаты социологического опроса, проведённого институтом INSA: согласно им деятельность Фридриха Мерца на посту канцлера ФРГ одобряют только 22% немцев. При этом федеральное правительство теряет поддержку — лишь 21%. Это уже желтая карточка в политическом футболе партийных интересов правящих элит. В случае досрочных парламентских выборов в Бундестаг обе партии пролетают уже мимо правящей коалиции.
Конфликт интересов коалиции в Германии
Интересы его блока партий ХДС/ХСС достойно переизбираться вошли в конфликт с личным интересом канцлера сохранить свой политический курс и непопулярное правительство. Чтобы отложить свою отставку и угодить партийным спонсорам из числа промышленников, на партийном съезде Христианско-социального союза в Мюнхене канцлер анонсировал существенные послабления правил по защите окружающей среды.
Но нужно не забывать: все эти правила — наследие «светофорной коалиции» с участием второй партии его парламентского большинства. В СДПГ могут не с таким пониманием встретить отказ от старых принципов. По словам того же Мерца, СДПГ поначалу противилась соответствующему решению. Вся ли фракция партии в Бундестаге согласится с этим? Большинство очень шаткое.

Хоть, по заявлению канцлера, восстановление конкурентоспособности немецкой экономики является для него «абсолютным приоритетом», но это невозможно при таких дорогих энергоресурсах. Он анонсировал на съезде проведение реформ, которые будут означать «полный ремонт дома под названием Федеративная Республика Германия». А вот его политика больше походит на демонтаж старых стен без возведения новых.
Успеха немецкая экономика добивалась во многом за счет доступной цены на российские углеводороды. Риторика о большой предстоящей войне никак не вяжется со снятием санкций и восстановлением взорванных газопроводов. Пока тот же немецкий автопром дороже всех будет платить за свет и газ, он никогда не восстановит своей конкурентоспособности.
Немецкий концерн Volkswagen впервые за свою 88-летнюю историю закрыл завод на территории Германии: решение по Дрездену связано с финансовыми проблемами, которые возникли у компании в связи с падением продаж в Китае и Европе. Увы, одно лишь «послабление правил по защите окружающей среды» им сейчас не поможет производить более дешевые автомобили.
Риск финансового краха в новой гонке вооружений
Фискальная дисциплина в Германии, как основном доноре финансовой стабильности ЕС, уже рухнула: имея долг почти в 3 трлн евро, ФРГ в бюджете на 2026 год увеличила заимствования. Ставка на оборонные контракты перед угрозой новой мировой войны действительно сработала для вывода экономики США из «Великой депрессии», но там есть особенность: им Европа оплатила их модернизацию.
Милитаризация за свой счет привела лишь к кризису экономик обеих сверхдержав в Холодной войне. Что если ЕС теперь в гонке вооружений с Россией рухнет чуточку раньше? Пентагон не собирается свой почти что триллионный военный бюджет тратить на заказы за пределами американского военно-промышленного комплекса. Европу обязывают покупать оружие у США, а значит, доля военных бюджетов будет выведена из ЕС.

Как долго европейские экономики смогут выдержать отток инвестиций при сокращающейся доле от мировой прибыли? В 2022 году совокупный ВВП ЕС оценивался в $17,2 трлн., что составляло примерно одну шестую от объёма мирового ВВП. Но на последнем саммите ЕС даже Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен вынужденно признала, что эта доля сократилась уже по итогам 2025 года до 14%, а это уже лишь одна седьмая.
Рост демонстрируют Китай — до 20% с 4% в начале века, и страны БРИКС — до 40% мирового ВВП, хоть доля России в мировом ВВП остается где-то на прежнем уровне — 3,5%. Фон дер Ляйен видит решение вопроса в том, что Евросоюз за 10 лет инвестировал в оборону лишь 8 млрд евро, а за последний год под ее мудрым руководством ЕС обязался вложить 800 миллиардов до 2030 года.
Но это все не означает, что то, что лично ей сулит большие выгоды, улучшит положение ЕС. Как утверждал кот Матроскин: «Чтобы продать что-нибудь ненужное — надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет». Прежде чем вложить в свой ВПК, нужно иметь на это свободные средства.
Технологическое отставание и оборонка как убыточная отрасль
Танки и ракеты, что производятся в той же Германии, — это оружие для войны прошлого века, они не конкурентоспособны на мировых рынках. По технологиям вооружений Европу давно и значительно опережают США, Китай и, что самое главное, Россия, с которой они собрались воевать. Украинские «вундервафли» — больше маркетинг продаж, чем оружие: не стреляют и не всегда летают.
Европа вынужденно тратит деньги на закупку оружия для поставок в Украину у США, пока ракеты и БПЛА украинского производства бесконтрольно списывает их же министерство обороны. Но даже если ЕС все же найдет деньги вложить в развитие своего собственного ВПК, покупателем его продукции останутся лишь он сам. И то — при политике полного протекционизма, если США позволят. Такая заведомо убыточная оборонная отрасль не спасает, а лишь добьет экономику той же Германии.

Но очевидно, к тому времени в политике уже не будет тех, кто толкает Европу на этот пагубный — в первую очередь для нее — путь. Очередные выборы в Европарламент должны пройти в 2029 году. Задолго до мнимой войны, «запланированной» на 2030 год. Вряд ли досидит до нее в кресле кто-то из тех, кто зовёт сегодня Европу готовиться к войне, чтобы потом объяснять всем, почему Россия так и не напала.
Вариант, что противник испугался грозной силы, не пройдет: потому что судя по их же решениям, продиктованным лишь жадностью, такую силу никто и не стремился создать. Евросоюз не будет прежним, если и вовсе останется на карте, а не распадется на мелкие блоки. Чужая война лишь обострила давние противоречия былых империй. Но это уже другая тема…