Почему Япония решила усилить присутствие в Центральной Азии именно сейчас
Формат международного взаимодействия «Центральная Азия – Япония» был запущен еще в 2004 году. С того времени Токио проводит в регионе так называемую политику «мягкой силы», используя не политические и идеологические, а экономические, культурные и гуманитарные инструменты. Сотрудничество государств Центральной Азии с Японией на протяжении последних 20 лет не носило институционального характера, поэтому в Токио решили институционально оформить формат взаимодействия только в конце уходящего года, созвав саммит «Япония – Центральная Азия» 20 декабря и подписав по его итогу Токийскую декларацию.
Усилить присутствие в Центральной Азии
На протяжении 20 лет в Японии были довольны политикой «мягкой силы», которая подразумевала долгосрочные инвестиции в человеческий капитал, двухсторонние культурные связи и сотрудничество в гуманитарной сфере. Реализация совместных проектов постепенно привела к позитивному отношению к Японии, что в конечном итоге вылилось в дальнейшее углубление сотрудничества, на которое согласились пойти политические элиты государств центральноазиатского региона.
Выход сотрудничества на новый уровень спровоцировали имеющие место геополитические и геоэкономические сдвиги, которые усилили роль Центральной Азии как стратегически важного региона, имеющего необходимые природные ресурсы, транспортную инфраструктуру и экономический потенциал, что повлекло за собой попытку выхода сотрудничества на институциональный и практический уровень.
Проведя саммит на уровне руководителей государств и подписав Токийскую декларацию, Япония вышла на реализацию своих собственных интересов в государствах региона, пролегающих, в основном, в доступе к редкоземельным металлам и дешевым трудовым ресурсам.

Подобную политику на протяжении десятилетия уже проводят Евросоюз и США, организовывая саммиты на уровне руководителей государств, поэтому японскому правительству предстоит налаживать партнерство с ними в рамках сотрудничества с третьими странами во избежание прямой конкуренции.
На чьей стороне будет играть Япония
Исходя из Токийской декларации, Япония намерена не конкурировать с ЕС и США, а создавать «взаимодополняющие проекты» в сфере устойчивой транспортной инфраструктуры, «зеленой» энергетики, передовых стандартов менеджмента и правового регулирования. Но для Китая, который имеет широкое присутствие в регионе, вхождение туда Японии будет означать ни что иное, как рост конкуренции на технологических и инфраструктурных рынках, а для России, которая сотрудничает с регионом на уровне стратегического партнерства, — также явное ослабление позиций.
Политическая напряженность между Токио и Пекином, как и между Токио и Москвой, гипотетически могут вылиться в обострение ситуации в регионе, но подобный исход во многом зависит от политической мудрости и воли руководителей государств региона.
Если это будет прагматичная позиция, направленная на провозглашенную стратегию многовекторности, то она позволит смягчить восприятие конкуренции со стороны Москвы и Пекина и контролировать возможные конфликтные ситуации.

Самим государствам региона в настоящий момент важно создать масштабный единый центральноазиатский рынок с открытыми границами, свободными экономическими зонами и логистическими узлами, а также снизить уровень фрагментации, которая выражается в том, что государства региона состоят в различных интеграционных образованиях. Одни входят в Евразийский экономический союз, другие — во Всемирную торговую организацию, а Туркменистан старается сохранить нейтралитет, не вступая в экономические и политические образования.
Углубляя сотрудничество с государствами региона, Япония будет стремиться доказать, что оно направлено на интеграцию не только с ней одной, но и с США и ЕС, что может подрывать интересы России и Китая. Вполне может произойти так, что японская стратегия будет выражена словами «присутствие вместе с ЕС и США вместо России и Китая».
Как это будет выглядеть на практике, во многом зависит от руководства государств Центральной Азии.
Рекомендуем