Меню

Почему Япония решила усилить присутствие в Центральной Азии именно сейчас

Почему Япония решила усилить присутствие в Центральной Азии именно сейчас
Фото: из открытых источников

Формат международного взаимодействия «Центральная Азия – Япония» был запущен еще в 2004 году. С того времени Токио проводит в регионе так называемую политику «мягкой силы», используя не политические и идеологические, а экономические, культурные и  гуманитарные инструменты. Сотрудничество государств Центральной Азии с Японией на протяжении последних 20 лет не носило институционального характера, поэтому в Токио решили институционально оформить формат взаимодействия только в конце уходящего года, созвав саммит «Япония – Центральная Азия» 20 декабря и подписав по его итогу Токийскую декларацию.

Усилить присутствие в Центральной Азии

На протяжении 20 лет в Японии были довольны политикой «мягкой силы», которая подразумевала долгосрочные инвестиции в человеческий капитал, двухсторонние культурные связи и сотрудничество в гуманитарной сфере. Реализация совместных проектов постепенно привела к позитивному отношению к Японии, что в конечном итоге вылилось в дальнейшее углубление сотрудничества, на которое согласились пойти политические элиты государств центральноазиатского региона.

Выход сотрудничества на новый уровень спровоцировали имеющие место геополитические и геоэкономические сдвиги, которые усилили роль Центральной Азии как стратегически важного региона, имеющего необходимые природные ресурсы, транспортную инфраструктуру и экономический потенциал, что повлекло за собой попытку выхода сотрудничества на институциональный и практический уровень.

Проведя саммит на уровне руководителей государств и подписав Токийскую декларацию, Япония вышла на реализацию своих собственных интересов в государствах региона, пролегающих, в основном, в доступе к редкоземельным металлам и дешевым трудовым ресурсам.

Подобную политику на протяжении десятилетия уже проводят Евросоюз и США, организовывая саммиты на уровне руководителей государств, поэтому японскому правительству предстоит налаживать партнерство с ними в рамках сотрудничества с третьими странами во избежание прямой конкуренции.

На чьей стороне будет играть Япония

Исходя из Токийской декларации, Япония намерена не конкурировать с ЕС и США, а создавать «взаимодополняющие проекты» в сфере устойчивой транспортной инфраструктуры, «зеленой» энергетики, передовых стандартов менеджмента и правового регулирования. Но для Китая, который имеет широкое присутствие в регионе, вхождение туда Японии будет означать ни что иное, как рост конкуренции на технологических и инфраструктурных рынках, а для России, которая сотрудничает с регионом на уровне стратегического партнерства, — также явное ослабление позиций.

Политическая напряженность между Токио и Пекином, как и между Токио и Москвой, гипотетически могут вылиться в обострение ситуации в регионе, но подобный исход во многом зависит от политической мудрости и воли руководителей государств региона.

Если это будет прагматичная позиция, направленная на провозглашенную стратегию многовекторности, то она позволит смягчить восприятие конкуренции со стороны Москвы и Пекина и контролировать возможные конфликтные ситуации.

Самим государствам региона в настоящий момент важно создать масштабный единый центральноазиатский рынок с открытыми границами, свободными экономическими зонами и логистическими узлами, а также снизить уровень фрагментации, которая выражается в том, что государства региона состоят в различных интеграционных образованиях. Одни входят в Евразийский экономический союз, другие — во Всемирную торговую организацию, а Туркменистан старается сохранить нейтралитет, не вступая в экономические и политические образования.

Углубляя сотрудничество с государствами региона, Япония будет стремиться доказать, что оно направлено на интеграцию не только с ней одной, но и с США и ЕС, что может подрывать интересы России и Китая. Вполне может произойти так, что японская стратегия будет выражена словами «присутствие вместе с ЕС и США вместо России и Китая».

Как это будет выглядеть на практике, во многом зависит от руководства государств Центральной Азии.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59