Меню

Хранители истории. Почему Клецкий район не отпускает своих жителей

Заброшенные деревни Клецкий район
Фото: Тимофей Чаплинский

Чем старше становится человек, тем труднее оторвать его от родных мест. Дети разъезжаются, хата, в которой прошли детские и молодые годы, становится тем, что держит в жизни. Эти люди — хранители истории, которые видели и войну, и расцвет деревни, и отток молодежи в города. А мы съездили в Клецкий район, чтобы послушать об их прошлом и проверить, есть ли там надежда на будущее.

Половину домов покупают неместные

На территории Щепичского сельсовета сегодня находится двенадцать населенных пунктов, в том числе три агрогородка и девять деревень. Население — чуть выше 1,8 тысячи человек. Наталья Бурак, председатель Щепичского Совета депутатов, рассказала, что здесь ведется активная работа по реализации Указа №116 от 24.03.2021 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами»:

Заброшенные деревни Клецкий район
На территории Щепичского сельсовета сегодня находится двенадцать населенных пунктов

— Если раньше дома мы в основном сносили, на что тратили колоссальные бюджетные средства, то со вступлением в силу указа стали работать немножко в другом направлении. Так, за 2022 год составили 18 заключений о признании домов бесхозяйными либо с выморочным наследством, из них 11 продали. И в нынешнем году у нас уже заключены договоры купли-продажи на пять домовладений. Дома покупают люди из разных районов и областей. Примерно половина — жители Солигорска, Минска, Барановичей, Дзержинска, Гродно. Также есть возможность получить кредит на реконструкцию дома, если ты работаешь в районе. Около 8,5 тысячи рублей.

Заброшенные деревни Клецкий район

Около 6 га земли после захоронения домовладений передал Щепичский сельсовет сельхозорганизациям в 2022 году.

За 2022 год в Щепичском сельсовете стало на 60 человек меньше, причем 41 из них. Только в первых числах января этого года семья из семи человек (пятеро детей и двое родителей) получила городскую прописку. Зато рождаемость успела порадовать — за первые две недели года здесь появились на свет двое детей.

Заброшенные деревни Клецкий район
Освободившиеся земельные участки были переданы сельхозорганизациям под их нужды

Две заявки на одно домовладение

Тем не менее работа по захоронению домов в Щепичском сельсовете все еще ведется, но в основном это касается тех, от которых остается только фундамент или хозпостройки. За 2022 год пятнадцать таких домовладений ушли под снос с привлечением бюджетных средств. Освободившиеся же земельные участки были переданы сельхозорганизациям под их нужды.

Заброшенные деревни Клецкий район
Ранее было много наследников, которые ухаживали за домом, но права собственности не оформляли

— Когда я пришла сюда на работу в 2013 году, было много таких наследников, которые ухаживали за домом, но права собственности не оформляли. Приходилось им разъяснять, что это в их интересах, — вводит в курс дела Наталья Бурак. —  Но с каждым годом количество домов без хозяина у нас сокращается. Начинали где-то с 170, сегодня их осталось 50. У нас около 400 домов, которые используются для проживания в теплое время года, это почти 40%.

Самая малонаселенная деревня Синявского сельсовета — Карбовцы, где менее десяти домовладений. Тут проживают муж с женой, прописанные в Минске. Мужчина находится здесь практически целый год, а жена — с ранней весны до поздней осени.

Заброшенные деревни Клецкий район
В Синявском сельсовете за последние пять лет было снесено 55 домовладений.

А в Синявском сельсовете за последние пять лет было снесено 55 домовладений. Но дома продаются, в большинстве случаев их покупают просто друг у друга. Сейчас по одному дому готовится аукцион — планировалось продать за одну базовую, но поступило сразу две заявки. Среди покупателей часто попадаются минчане — особенным спросом среди них пользуется деревня Нарешевичи, поскольку она находится в крайне живописном месте, рядом озеро и лес.

Заброшенные деревни Клецкий район
Места здесь весьма живописные

В своей хате смелее

Есть в Щепичском сельсовете деревня Липка — там зарегистрировано четыре человека, но на постоянной основе проживает двое: Софья Шевчук 1938 года рождения и Ирина Игнатчик, родившаяся в 1931-м.

Заброшенные деревни Клецкий район
Софья Шевчук похоронила мужа через десять лет совместной жизни — и вернулась в родительский дом

Деревня изначально была не особо большой: одна улица, двадцать четыре дома. Однако еще в начале 90-х годов в Липке проживало порядка 60 человек, в каждой семье было как минимум трое детей. Но и сейчас, несмотря на малонаселенность, в Липке обслуживается дорога, работает уличное освещение, приезжает автолавка три раза в неделю, приходит социальный работник. Дачные домовладения, разумеется, тоже есть.

Заброшенные деревни Клецкий район
Софья Шевчук в Липке родилась и провела детство

Софья Шевчук в Липке родилась и провела детство. В школу сразу ходила в деревне Быховщина (Несвижский район), а потом — в Домоткановичи (Клецкий). Закончила восемь классов — и пошла вместе с подругой работать в колхозную бригаду. Когда вышла замуж, переехала к мужу под Несвиж — в деревню Малево, но провела там только десять лет, за которые родила троих сыновей. Муж умер, и брат забрал их обратно. Отец Софьи Федоровны на тот момент тоже умер, а с матерью они еще много лет прожили под одной крышей. И так с течением времени женщина осталась в Липке одна.

Заброшенные деревни Клецкий район
В деревне раньше жило много людей

— В деревне сразу проживало много людей. Человек, может, и под 70 было. А теперь — два. В города все разъехались. И грустно, и страшно. Где ни глянешь — кругом как в лесу, позарастало, — вздыхает Софья Федоровна. — Как молодые были, на работу ходили, вставали в шесть, ложились в десять. Придешь с работы — хозяйством надо заниматься. У меня корова была, свиньи, гуси. В деревне все почти своих коней держали.

Заброшенные деревни Клецкий район
Раньше в доме собирались гости, праздновались свадьбы

Раньше в доме женщины собирались гости, праздновались свадьбы, а на маевки (майский праздник) ходили в соседние Степужичи. Все жили как-то дружно и весело. Софья Федоровна все еще держит небольшой огород. Сын остался только один — живет в Несвижском районе, часто навещает маму, помогает по хозяйству. В холодное время года занятий в деревне особых нет. Так, печь запалить, поесть приготовить, с братихой по телефону поговорить.

Заброшенные деревни Клецкий район
Речка в деревне

— Пустые дома тут. Весной, как тепло становится, уже приезжают соседки — две Вали — садить огород. Теперь в Минске обе. А так больше некому и приезжать, — говорит женщина и добавляет: — Не знаю, что меня держит здесь. Живу. В своей хате как будто смелее. А как поехать к сыну… У него двое детей, дочка и сын. И приглашают, и злятся, чего не еду. Говорю: «Еще пока на своих ногах хожу, никуда не хочется».

Со второй оставшейся жительницей Софья Федоровна вместе работала в бригаде. И сейчас они продолжают хорошо общаться — надо же искать какую-то опору в ближнем.

Заброшенные деревни Клецкий район
Ирина Игнатчик

Ирина Игнатчик родом из Быховщины, а сюда переехала к мужу. У того же был старший брат, который еще до этого взял в жены одну из четырех сестер женщины. Так у них интересно получилось: две сестры вышли замуж за двух братьев. Теперь же из всей большой семьи только одна Ирина Иосифовна осталась.

Заброшенные деревни Клецкий район
Строились супруги сами

— Сами строились, поэтому не хочу никуда ехать, — признается женщина. — Муж пришел с армии, учился на тракториста и работал, пока не умер. Уже двадцать пять лет как нет его. Я в бригаде работала, все время на полевых. Надо же было и скот держать: и коровы были, и свиньи, и гуси, и овечки. А как было у меня время, то я шила. Когда-то же не было такого, что пойдешь и купишь. Тогда и материала никакого нельзя было достать.  

Заброшенные деревни Клецкий район
Заброшенные деревни Клецкий район

Место, поцелованное Богом

Небольшая деревня Бобки, что входит в состав Голынковского сельсовета, человека непосвященного может ввести в ступор из-за необычного способа застройки. Представьте, что вы стоите на дороге, поворачиваете голову направо — видите жилой дом, налево — сарай. Такая система здесь была введена еще до войны. Несмотря на свою компактность, ранее Бобки вмещали около 70 дворов.

Заброшенные деревни Клецкий район

Чтобы дойти до дома Галины Мурашко, нужно обойти длинный сарай и добраться до самого конца двора. В доме уже натоплена печь, рассылающая приятное тепло по всем комнатам.

— Ставил эту хату мой отец. Замуж я вышла — здесь же жили. Места не было, все в этой комнате. Пятерых детей растили, и родители тут жили, и как-то помещались, — удивляется Галина Иосифовна. — Детство трудноватое было. Я с четырнадцати лет пошла работать в совхозе. Так и прожили. А теперь к детям не охота уже идти. Хочется себе хозяйкой быть.

Заброшенные деревни Клецкий район
Галина Мурашко

Женщина вспоминает, что раньше в деревне было очень много праздников, будь то родины, свадьба или проводы в армию. Так и с мужем они познакомились — на танцах. Галина Иосифовна говорит, что приглянулся он ей тогда своим спокойным нравом. Мужа уже второй год как нет. Вместе им многое пришлось пережить, даже смерть сына. Тому было двадцать лет, он только пришел с армии…

— Но как бы ни было тяжело, было веселее, — замечает женщина. — А вот теперь скучно. Тяжело одинокому доживать. Дочь зовет в Барановичи, сыновья зовут. Прошлую зиму месяц жила в Голынке у сына — и назад приехала. Никуда не пойду. Самой по себе смелее как-то.

Заброшенные деревни Клецкий район
Раньше в деревне жило около ста двадцати человек

Недавно женщина подсчитала, раньше в деревне проживало около ста двадцати человек. А теперь осталось всего двенадцать. Но при этом есть, как выражается Галина Иосифовна, и «молодежь».

Заброшенные деревни Клецкий район
Нина Потапчик любит родную деревню Бобки за ее живописность и умиротворенность

Нина Потапчик работает в сельском доме культуры в соседней деревне. Родилась в Бобках, живет с мужем в родительском доме. Дети разъехались. Сын сейчас в Островце, трудится на АЭС, а дочь — в Москве. Оба признаются маме, что мечтали бы вернуться в родные края, но пока работа держит. Когда спрашиваешь Нину, почему же она остается жить в Бобках, она вспоминает, как один дачник ей сказал: «Люди, вы живете в месте, поцелованном Богом!» И с этим можно только согласиться.

Заброшенные деревни Клецкий район
Есть что-то особенное в Клецком районе

Есть что-то особенное в Клецком районе. Я никогда здесь не жила, но каждое лето проводила время у бабушек. И хоть родилась в Минске, считаю эту местность своей малой родиной. В какую бы хату не зашел, кажется, что здесь живет именно твоя бабушка. Можно сменить место жительства, но корни, проросшие глубоко в землю, выкорчевать невозможно.

Заброшенные деревни Клецкий район
Можно сменить место жительства, но корни, проросшие глубоко в землю, выкорчевать невозможно

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59