Меню

Фрагментация политического поля Германии: зачем немцы создают новые партии

Германия
Фото: из открытых источников, в качестве иллюстрации

В последнее время в Германии наблюдается растущая фрагментация политического поля, которая наиболее ярко проявляется в появлении новых партий.

К крайне правой «Альтернативе для Германии» добавилась крайне левая «Союз Сары Вагенкнехт», на подходе партия Ханса-Георга Маассена «Союз ценностей, а также «Свободные избиратели», которые пока политической партией не являются. Возникновение их связано с тем, что только такой путь на данный момент является самым простым способом для входа в политику для людей, имеющих политические амбиции. А для того, чтобы отмежеваться от центристов, правых и левых, и хотя бы чем-то от них отличаться, необходимо по меньшей мере новое название партии с хотя бы незначительно измененной программой.

Новая политическая партия может искать свой путь к сердцам и умам избирателей, пока попадет в бундестаг, не один год. Так это происходило, например, с «зелеными». Только в нынешних мгновенно меняющихся политических реалиях Германии процесс может пойти быстрее.

Альтернативу «партийному» пути вхождения в политику предлагают «Свободные избиратели», формирующие свои избирательные списки в отдельных населенных пунктах на муниципальные выборы и в федеральных землях на выборах в ландтаги без посредничества партийных структур. Это избавляет их от длительных согласований позиций на различных уровнях, принося и без того свои плоды. Так, например, в настоящее время в Баварии «Свободные избиратели» являются партнерами ХСС по правящей коалиции. При этом в «Свободных избирателях» в разных землях и населенных пунктах могут быть люди, исповедующие самые разные политические взгляды, но они, тем не менее, находят возможность объединиться в один избирательный список и иметь электоральный успех.

Фрагментация политических партий в Германии, надо сказать, еще не закончилась. Могут отколоться некоторые части от той же «Партии Сары Вагенкнехт» или от «Союза ценностей». На примере первой мы видим персонализацию партии, что говорит о большем доверии избирателя к личности политика, чем к абсолютно безликой партии. Вполне возможно, что недалек тот час, когда мы увидим партии, сформированные вокруг конкретных новых харизматичных лидеров.

Сара Вагенкнехт уже на этом поприще имеет успех, потому что смогла только благодаря «брендовому» имени не только найти ресурсы, необходимые для создания партии, но и привлечь туда достаточно известных в Германии людей, среди которых — достаточное количество довольно состоятельных. Об этом можно судить, исходя из того, что самое крупное финансовое пожертвование в новом году в размере миллиона евро для ее партии пришло от четы пенсионеров из Восточной Германии. Оказывается, персонификация партии отлично работает.

Но Германия тем и отличается от других стран, что в ней «любимчиков» от политики быстрее всех превозносят, и так же быстро низвергают. В этом и состоит «подводный камень» персонификации политической силы.

В связи с персонификацией политика, который обладает сильной харизмой, претерпевает серьезное изменение его взаимодействие со СМИ. Харизматичному лидеру, который пользуется популярностью и доверием электората, нет необходимости светиться на экране телевизора или давать интервью. Журналист любому политику сам по себе не нужен, ему нужен микрофон, посредством которого он может донести свои взгляды до избирателя.

А что мы видим, например, с Трампом или Вагенкнехт? Они не дают интервью, потому что самостоятельно коммуницируют с избирателями через социальные сети. У Трампа 89 миллионов подписчиков в «Х», достаточно много их и у Вагенкнехт. Это позволяет им быть свободными от прессы и ее представителей.

Казалось бы, зачем Вагенкнехт или Маассену своя партия? Ответ лежит на поверхности: пока еще не имея за спиной политической силы, сделать политическую карьеру в Германии невозможно. Сара Вагенкнехт удачно выбрала момент для создания собственной партии, когда со всей своей силой начал проявляться кризис «Левой партии». То же самое можно сказать и о Хансе-Георге Маассене. «Союз ценностей» отвергает социальный и политический тренды христианских демократов, оставаясь пока на консервативных позициях в политике и либеральных в экономике, выступая тем самым за возврат к традиционной политической платформе Христианско-демократического союза, какой она была в прошлом веке. По отношению к мигрантам будущая партия остается приверженкой лозунга «Ассимиляция вместо интеграции», а ее, если можно так сказать, экологическая программа направлена против ликвидации атомной энергетики и повышенного внимания к экологическим проблемам.

20 января на собрании членов «Союза ценностей» в Эрфурте обсуждались изменения в уставе и перенос права на его название на новую политическую партию, что стало первым шагом на пути к ее учредительному съезду. К этому времени количество членов «Союза ценностей» выросло более чем на тысячу человек, перевалив за пять за счет пришедших туда членов ХДС. Провозглашается, что новая партия станет еще одним ХДС, но «только настоящим — таким, каким он был при Конраде Аденауэре и Гельмуте Коле». Еще одним отличием новой партии от ХДС станет то, что она готова к сотрудничеству с любыми политическими силами, которые хотят изменения политического курса страны, включая «Альтернативу для Германии». Это означает, что если «Союз ценностей» попадет в ландтаги и бундестаг, то будет нарушена традиция отказа от сотрудничества с «Альтернативой для Германии», а это позволит последней укрепиться в современной политической системе страны, возможно даже умерив свой радикализм.

Смысл фрагментации и трансформации политического поля Германии можно по сути выразить одной фразой: если старые партии не способны инициировать и провести изменения, то появляются новые, готовые внести инновации в функционирование политической системы.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59