Пенсионерка из Клецка настаивает, чтобы сосед «отодвинул» строящийся дом. Какое решение видит Турчин
Земельные споры между соседями — один из самых распространенных вопросов, с которыми к председателю Минского облисполкома Александру Турчину приходят жители центрального региона. Не стал исключением и сегодняшний прием граждан в Клецке.
Лариса Годун проживает в частном секторе Клецка на улице Янки Купалы. Женщина рассказала, что к ее земельному участку вплотную подбирается сосед: намеревается строить дом с нарушением закона.
— Я живу в доме своих родителей. На смежном с моим участке долгое время стоял дом, построенный непонятно как. Чтобы вы понимали, одна стена того дома фактически служила оградой между нашими земельными участками. Но соседский дом возводился в послевоенное время, а на правила, нормы тогда не особо обращали внимания.
По словам заявительницы, несколько лет назад соседний участок перешел к другому хозяину. Мужчина года два им не занимался, пока не решил на месте старого дома построить новый. Причем на том же фундаменте.
— Сосед строит большой дом, состоящий из двух частей. Одна часть расположена по правилам: на расстоянии 3 метра от границы моего участка. Но другая часть дома, вернее стена, снова будет границей участка, забором. И если сосед захочет оштукатурить эту стену, побелить ее или еще что-то — он может по суду «выбить» право зайти на мой участок, ведь другого способа подобраться к стене нет. Но зачем мне такое? Я не хочу, чтобы по моей земле ходил посторонний человек! — рассказала Лариса Степановна губернатору во время личного приема.
За день до этого мы созвонились с пенсионеркой и попросили разрешения приехать, чтобы своими глазами увидеть соседский участок и дом, который скоро должен там вырасти. Лариса Годун не возражала.
На участке, расположенном по соседству с землей пенсионерки, дома как такового еще нет — однако строительство его идет полным ходом. И судя по фундаменту будущей постройки, одна ее стена действительно придется ровненько по границе земельных участков. Особенно жалко на этом фоне выглядел забор, которым Лариса Годун попыталась хоть как-то обозначить границы земель: как говорится, не забор, а «кариес».
— По закону сосед должен был отступить от границы моего участка 3 метра! Если же он хочет строить дом на расстоянии ближе, чем 3 метра — обязан взять у меня письменное согласие, нотариально заверенное. Но сосед с такой просьбой ко мне обращался. Получается, он возводит дом вопреки строительных норм, да еще не соблюдаются противопожарные нормы.
Как заверила Лариса Степановна, она не раз обращалась в компетентные органы района: с тем, чтобы они разобрались в ситуации, рассудили ее и соседа.
— Мне отвечают, что у соседа есть проект, согласно которому он проводит реконструкцию старого дома. Но какая реконструкция, если он полностью снес дом, за исключением фундамента, и строит новый!? А если он поставит трехэтажный коттедж? На моем участке вообще тогда не будет света и солнца! Зато вся вода с крыши соседа будет литься на мой двор! — сокрушается пенсионерка. — Проект соседа нужно отозвать и внести туда изменения.
Председатель комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Алексей Новиков подтвердил: сосед Ларисы Годун строит дом согласно проекту.
— Но по моему мнению, это новое строительство, не реконструкция. Здесь действительно необходимо соблюдать требования в 3 метра или брать у заявительницы разрешение на строительство дома вплотную к ее участку.
По словам председателя Клецкого райисполкома Юрия Карловича, сосед Ларисы Степановны отодвигать фундамент дома не намерен.
В свою очередь Алексей Новиков предложил компромиссный вариант: сосед заявительницы сделает новый проект, предусматривающий отсутствие свеса над участком Ларисы Годун.
— Если сосед откажется от такого варианта, мы делаем запрос в Министерство архитектуры и строительства, чтобы специалисты расставили все точки над «і»: речь все-таки идет о реконструкции дома или строительстве. После чего уже будет приниматься решение касательно судьбы строящего дома, — подвел итог Александр Турчин. — Но прежде нужно объяснить соседу Ларисы Степановны, как будет развиваться ситуация, если он не примет компромиссный вариант.