Ветер перемен. Чем мир рискует в 2024-м, или что взрывоопасное может произойти?
В конце прошлого года мои коллеги политологи делали прогнозы относительно политической обстановки в мире. Аналитики прогнозируют в 2024 году экономический рост. Вряд-ли кто-то будет спорить с тем, что в современном мире экономика тесно переплетается с политикой, если вовсе не уступает ей. Давайте проанализируем вызовы текущего года.
Президентская кампания в США
Самые «горячие» выборы, что миру предстоят! Если в США сменятся элиты, а вездесущая Демократическая партия сдаст позиции, к власти придет Трамп — есть реальный шанс на разрядку политической обстановки. С начала 2020-х годов демократы достаточно показали себя, развязав конфронтацию по всей планете. В ноябре нас ждет решающий поединок Джо Байдена и Дональда Трампа, который, по опросам, лидирует в колеблющихся штатах.
К слову, опасения в западных кругах нарастают. По экономическим прогнозам, возвращение Трампа в большую политику сулит тем, что в 2025 году США введут пошлину в размере 10% на весь импорт. По оценкам «Bloomberg», если торговые партнеры примут ответные меры, ВВП США снизится на 0,4%. Торговая напряженность усугубится как с партнерами (Европа), так и с соперниками.
Европейский переполох
В прошлом году, опираясь на модель «Bloomberg», аналитики делали прогноз, что валовой внутренний продукт еврозоны должен снизиться на 2,5%. Аналогичный показатель для Великобритании составляет 4,7%. Однако на сегодняшний день реальные данные дают иную картину: замедление темпов роста в обеих экономиках, но не сокращение.
Вероятно, что главный удар Европе только предстоит. Германии, буксующему локомотиву Европы, много не надо, чтобы 2024-й стал годом экономического спада. Он начался в этой стране с забастовок фермеров, которые недовольны сокращением субсидий со стороны государства по причине поддержки Украины. Еще Збигнев Бжезинский в «Великой шахматной доске» писал о том, что Германия и Франция — ядро Европейского союза, замедление экономического роста и стагнация чреваты осложнениями не только для немецкой, но и всей экономики объединенной Европы.
«Горячий регион»
Сегодня обострение обстановки на Ближнем Востоке вызывает опасения во всем мире. Очень много было сказано о политическом и военном компоненте, что до экономического, то продолжение конфронтации грозит перекрыть потоки нефти, подорвать глобальный рост и снова пришпорить инфляцию. Перебоев в энергоснабжении пока не наблюдалось, и рынки ставят на то, что до этого не дойдет.
Напряженность в Красном море обострилась после того, как США и Великобритания нанесли авиаудары по Йемену. Ранее боевики-хуситы несколько недель обстреливали торговые суда в ключевом для глобальной торговли проливе. В случае если положение на Ближнем Востоке будет и дальше усугубляться, под угрозой окажется пятая часть мировых поставок сырой нефти, а также важнейшие торговые маршруты. Цена на нефть может подскочить до 150 долларов за баррель, сократив мировой ВВП примерно на 1% и прибавив 1,2% к мировой инфляции.
Японское напряжение
Текущий год будет непростым и для Японии из-за того, что центральный банк страны под новым руководством откажется от контроля над кривыми доходности — ранее долгосрочные процентные ставки удерживались на минимальном уровне.
«Bloomberg» предрекает, что японский банк готовится к большому шагу в июле, сохранив гибкий подход, но разблокировав доходность. Тщательное оповещение рынка сулит, что все пройдет гладко. Если же этого не произойдет, и иена подскочит, стремительно могут отреагировать спекулянты, что чревато оттоком средств из казначейских облигаций США и других высокодоходных активов. На кону огромные суммы: портфельные иностранные инвестиции Японии составляют 4,1 триллиона долларов.
Тайваньский выбор
На президентских выборах на Тайване победил вице-президент Лай Циндэ. Правящая Демократическая прогрессивная партия обеспечила беспрецедентный третий срок. Материковый Китай отреагировал сдержанно, не объявив ни масштабных военных учений, ни соответствующих мер в экономике.
Ставки высоки из-за ключевой роли Тайваня в производстве полупроводников. Аналитики отмечают, что война в Тайваньском проливе маловероятна. Однако, если в регионе дойдет до боевых действий, то, по оценкам «Bloomberg», сбой в поставках чипов, блокада торговых путей и экономические санкции урежут мировой ВВП на 10%. Это, в свою очередь, затмит столь серьезные потрясения, как глобальный финансовый кризис и пандемия.
Решающий момент для Украины
В прошлом году провалилось контрнаступление украинской армии. Теперь даже западные сторонники Киева предупреждают, если военная помощь США иссякнет, Украине может грозить разгром.
Пока США всеми силами поддерживают режим Зеленского, ведь после поражения Украины США будет сложнее внушать другим странам, что они сильный и надежный союзник. Кроме того, это усугубит вероятность вспышек в других частях мира. Из-за пробелов в сдерживании со стороны США региональные державы захотят свести старые счеты или изменить ситуацию на местах явочным порядком. Единственное событие, которое может расставить все по местам — президентские выборы, которые уже «набили оскомину» как в Америке, так и в Европе.