Гренландия, тарифы и «развод» с Украиной: ключевые темы скандальной речи Трампа в Давосе
21 января Трамп выступил со своей основной речью в швейцарском Давосе, в которой сделал несколько неожиданных заявлений, касающихся Гренландии, введения в феврале новых таможенных тарифов в отношении восьми европейских государств, и Украины.
Вопрос Гренландии решится без военных действий
Известно, что сам американский президент и его ближайшие советники не отрицали возможности силового сценария в отношении датской автономии. Но в Давосе его риторика стала мягче: «Я стремлюсь к немедленным переговорам, чтобы снова обсудить приобретение Гренландии Соединенными Штатами. Мне не нужно применять силу. Я не хочу применять силу. Я не буду применять силу».
Как следует из речи, Трамп не изменил своего мнения на то, что остров должен принадлежать США, связав «гренландский вопрос» со своей благосклонностью к НАТО: «Мы хотим кусок льда для защиты мира, а они его не отдают. Мы никогда не будем просить ничего другого… Поэтому у них есть выбор. Вы можете сказать «да», и мы будем очень благодарны. Или вы можете сказать «нет», и мы запомним. Сильная и безопасная Америка означает сильное НАТО».

Тем не менее, не взирая на смягчение риторики, Трамп от своей идеи не отказался. Он отказался от военного варианта, а по сути для Дании и европейцев, поддержавших ее, ничего не изменилось.
Трамп заявил в очередной раз, что ему необходим полный контроль над островом, аренды или иного соглашения недостаточно, потому что США намерены разместить там системы противоракетной обороны «Золотой купол», который стоит больших денег, а тратить их Вашингтон будет готов тогда, когда Гренландия юридически будет принадлежать Штатам.
Февральские тарифы отменяются
Американский президент 17 января показал свою готовность действовать другими средствами давления на Европу, — тарифами. Евросоюз готов ответить: пока Трамп выступал в Давосе, Европейский парламент объявил, что приостанавливает обсуждение торгового соглашения с США, несмотря на то, что оно было согласовано полгода назад.

Спустя несколько часов после своей речи, Трамп опубликовал в интернете заявление, где утверждал, что тарифы введены не будут, поскольку он пришел к соглашению с генсеком НАТО Марком Рютте о рамочных условиях сделки по Гренландии: «Это решение, если оно будет реализовано, станет большим плюсом для Соединённых Штатов Америки и всех стран НАТО. Исходя из него, я не буду вводить тарифы, которые должны были вступить в силу 1 февраля».
Затем чуть позже он заявил журналистам: «Это долгосрочная сделка. Это самая долгосрочная сделка из всех возможных. Она будет действовать бесконечно. Нет временного ограничения. Это навсегда».
И без конкретных подробностей о сути рамочных условий.
Тема Украины Америке больше не интересна
Наиболее важные для себя темы Трамп озвучил. Украины сейчас в списке американских приоритетов нет, поскольку Трамп в своей основной речи изъяснился предельно ясно: «США далеко. Нас отделяет от нее (Европы) большой, прекрасный океан. Мы к этому не имеем никакого отношения». Все усилия по прекращению этой войны «не приносят пользы США»…. «Вот уже год я работаю над этой войной, за это время я урегулировал восемь других конфликтов».

«Что мы получаем? Кроме смерти, разрушений и огромных сумм денег, которые уходят людям, не ценящим нашу помощь. Я говорю о НАТО. Я говорю о Европе. Им нужно заниматься Украиной, а не нам».
Во время сессии вопросов и ответов американский президент говорил только о торможении мирных инициатив, предлагаемых США: «Часто случается, что мы достигаем соглашения с Россией, с российской стороной, а президент Зеленский не хочет их заключать. Вы видели это, когда он был в Овальном кабинете. Я был недоволен. А потом у нас президент Зеленский хочет заключить соглашение, а Путин уже нет».

Как стало известно 22 января, после встречи Трампа с Зеленским, последний анонсировал трехсторонние переговоры России, Украины и США в ОАЭ.
У Трампа сейчас в приоритете Гренландия и Совет мира, а украинский вопрос должна урегулировать Европа, если трехсторонние переговоры зайдут в тупик.
Рекомендуем