«Закладчики — пушечное мясо для наркодилеров». Кто соглашается «подзаработать», и чем это чревато

Фото: Светлана Курейчик

Молодежь все чаще вовлекается в незаконный оборот наркотиков. На заманчивое предложение подзаработать охотно клюют подростки, которых организаторы наркомаркетов используют в своих корыстных целях. Подробнее об этом МЛЫН.BY рассказали начальник следственного управления УСК по Минской области Андрей Кириллов и начальник отдела по расследованию преступлений против информационной безопасности и незаконного оборота наркотиков УСК по Минской области Артур Вольский.

— Как изменилась ситуация в сфере незаконной торговли наркотиками в области?

Андрей Кириллов:

– Во многих странах, включая Беларусь, наметились негативные тенденции в данной сфере. И Минская область не исключение. Но если раньше чаще встречались традиционные наркотики (маковая соломка, марихуана), реже героин, то сейчас наблюдается рост в сторону синтетических психотропных веществ, которые изымаются в больших объемах. Работа следственных подразделений центрального региона в 2021 году велась в режиме повышенной нагрузки. По сравнению с 2020-м годом на треть увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: в производстве следователей находилось 931 уголовное дело (в 2020-м - 623). Большинство из них (533) - по фактам незаконного сбыта психоактивных веществ. А это более тяжкий состав преступления.

–  Какова статистика по гибели людей от употребления наркотиков?

Андрей Кириллов:

– Дозу наркотика невозможно просчитать (разные продавцы, составы, формулы, концентрации), поэтому возможны передозировки, которые могут привести к смерти. В 2021 году на территории области зарегистрировано 32 факта передозировки наркотиками, 25 из которых с летальным исходом. По фактам незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ, в результате употребления которых наступила смерть (ч.5 ст.328 Уголовного кодекса), следственными подразделениями области в 2021 году возбуждено 23 уголовных дела. Основная нагрузка по делам данной категории легла на Солигорский, Минский Борисовский РОСК. Отмечу, что в 2015 и 2016 таких дел было по одному.

Как правило, к летальному исходу приводило употребление метадона или комбинированное отравление метадоном с другими психотропными веществами.

– Сегодня в молодежной среде есть деление на «легкие» и «тяжелые» наркотики, а некоторые даже выступают за легализацию первых. Почему, на ваш взгляд, с любыми видами наркотиков нужно бороться?

Артур Вольский:

– Бытует мнение, что наркотики условно можно разделить на «легкие» и «тяжелые». Но ни медицина, ни мы, как юристы, такого деления не придерживаемся. И марихуана, и другие продукты, получаемые из конопли, например, гашиш – это психоактивные вещества, способные изменять сознание. Люди, вынужденные отказаться от употребления марихуаны, страдают тем же синдромом отмены, что остальные наркозависимые. У них наблюдается депрессия, нарушение сна, раздражительность и даже агрессивность. Потому постепенно употребление наркотика учащается и становится постоянным.

Есть миф, что «легкие» наркотики помогают решать житейские проблемы. Как и в случае с алкоголем, прием наркотиков не помогает бороться с депрессией или одиночеством, а наоборот, усугубляет эти проблемы. Постепенно наркоман начинает жить в режиме от дозы до дозы.

В целом, так называемые «легкие» наркотики толкают человека на пробу более сильных веществ. Так что наркотики есть наркотики и их легализация неприемлема.

— Почему в деятельность по незаконному обороту наркотиков все чаще втягивается молодежь? В чем, на ваш взгляд, корни этой проблемы?

Артур Вольский:

— В последнее время мы действительно видим процесс «омоложения» таких преступлений. По статистике, чаще их совершают мужчины в возрасте от 18 до 40 лет. На мой взгляд, обусловлено это тем, что совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в большинстве своем ведется дистанционным способом. Активно используется интернет, различные теневые интернет-площадки, мессенджеры. А молодежь все-таки ближе к современным информационным технологиям.

Что касается причины, то это желание максимально быстро и с наименьшими усилиями получить «легкие деньги». Немаловажную роль в данном процессе играет и окружение. Но этот путь не приведет к богатству и решению жизненных проблем, ведь как правило такая деятельность осуществляется на протяжении всего нескольких месяцев и меняется совсем не приятной картинкой в местах не столь отдаленных.

Как пример, оконченное следственным управлением в конце 2021 года уголовное дело по обвинению двух несовершеннолетних жителей Борисова, учащихся средне-специального учебного заведения. Они устроились курьерами в один из интернет-магазинов и делали закладки психотропных веществ в Борисове и Жодино. Трудовая деятельность продлилась всего несколько дней. Парни были привлечены к уголовной ответственности. Наказание составило шесть лет лишения свободы.

— Наркотики чаще всего употребляют в компании или единолично? Наркопритоны еще существуют?

Андрей Кириллов:

— Достоверной статистики, которая бы объективно отражала вопрос употребления наркотиков единолично или группой, нет. Что касается понятия притон, то оно закреплено в действующем законодательстве в статье 332 УК РБ.

Тенденции наркопреступности последних лет говорят о том, что организация и содержание притонов стали неактуальными. Это связано с тем, что для употребления наркотика в большинстве случаев не требуется его предварительная обработка (разогрев, разбавление), как, к примеру, это было раньше с наркотическими средствами опиоидной группы.

— Как подростков вовлекают в незаконный оборот наркотиков? Есть реальные способы их защитить?

Андрей Кириллов:

— Вовлечение подростков в незаконный оборот наркотиков в большинстве случаев происходит с помощью интернета. Самым простым и действенным способом можно назвать предложение в мессенджерах о возможности быстрого заработка, создание мнимого чувства безопасности и безнаказанности.

Действенным способом защиты от вовлечения в незаконный оборот наркотиков можно назвать объяснение масштаба распространения наркомании и ее последствий.

— Какие тенденции современной наркоситуации вызывают наибольшую обеспокоенность?

Артур Вольский:

— Конечно, «омоложение» наркобизнеса. Причем наркозависимый вредит не только себе, но и обществу в целом. По статистике каждый наркозависимый за свою жизнь приобщает к наркотикам не менее 10-ти человек. Так что каждый наркоман – это покупатель, формирующий спрос, и косвенный распространитель наркотика в обществе.

В 2021 году по 19 уголовным делам в качестве обвиняемых привлечены 25 несовершеннолетних. Удельный вес таких преступлений составил 3,5% (в 2020 году – чуть более 1%). И сложившаяся ситуация нас, как правоохранителей, очень тревожит.

Значительная часть сбытов совершена при использовании интернета (85% от общего количества дел). Это затрудняет процесс установления каналов поступления наркотиков в страну, лиц, занимающихся их изготовлением и организацией распространения.

Если говорить простым языком, то мы «бьем по хвостам», устанавливая лишь последнее звено в этой цепочке. А до тех, кто осуществляет кураторство наркодеятельности, изготовление наркотиков их перевозку и организует сбыт, добираемся не так часто, как хотелось бы.

Вместе с тем, как положительный пример отмечу, что в производстве следственного управления УСК по Минской области находится уголовное дело в отношении жителя Бобруйска, который подозревается в том, что совместно с неизвестными лицами организовал и обеспечивал работу магазина по продаже наркотиков. Магазин действовал на территории Гомельской, Гродненской, Могилевской и Минской областей. Уже установлено не менее 20 фактов сбыта наркотика магазином, по трем из которых потребители «зелья» скончались.

— Вспомните какие-нибудь особые случаи из вашей практики?

Артур Вольский:

— В 2021 году следственным управлением УСК завершено расследование уголовное дело в отношении 32-летней жительницы Минска. В период сбыта наркотиков она работала врачом выездной бригады скорой медицинской помощи. Кроме того, что она сама активно употребляла продаваемые психотропные вещества, она еще находилась на последних месяцах беременности. Несмотря на это, по решению суда ей назначено наказание в виде шести лет лишения свободы.

Андрей Кириллов:

— Закладчиками обычно работают недолго. Анализ уголовных дел показывает, что «срок работы» минера составляет от нескольких дней до несколько недель, в редких случаях больше. Особо «удачливые» могут работать на протяжении пары-тройки месяцев. Некоторые так и не получают обещанную зарплату. Закладчики – это пушечное мясо для наркодилеров.

Хотелось бы обратиться не только к родителям, но и педагогам, школьникам, чтобы они проявляли бдительность, обращали внимание на изменение в поведении ребенка. Подростки, употребляющие наркотики начинают пропускать уроки, пары, постоянно просят деньги, скрывают переписку, телефонные разговоры, снижается успеваемость, появляется раздражительность. По одному из уголовных дел, которое находилось в производстве следователей Борисова, например, сами ученики заметили странности поведении одноклассников и обратились к педагогу. Отмечу, что, как правило, по всем уголовным делам, учитывая тяжесть преступления, в отношении обвиняемых применяется мера пресечения в виде заключения под стражу, а закономерным результатом рассмотрения дел в судах является осуждение на длительные сроки лишения свободы и потерянная молодость, т.е. лучшие годы жизни.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал МЛЫН.BY | Минская правда, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59