Грузия на распутье: Евросоюз или Россия?

Если присмотреться к последним событиям в Грузии, то можно заметить непрерывно углубляющийся раскол как в обществе в целом, так и среди политической элиты, хотя, согласно утверждениям социологов, около 80 % опрошенных граждан уже на протяжении нескольких лет желают видеть свою страну в составе Европейского Союза.
В качестве целей грузинского государства вступление в ЕС и НАТО записаны в конституции. Казалось бы, все идет по плану и декларируемые цели медленно реализуются: достаточно вспомнить прошлогоднюю попытку Грузии получить статус кандидата в ЕС.

Но не все так однозначно и предсказуемо. Протесты в стране против принятия парламентом инициированного правящей партией «Грузинская мечта» законопроекта об «иностранных агентах» были расценены как народное движение против сближения правительства с Россией. Отсутствие реакции со стороны правительства на неоднократные требования структур Евросоюза и Украины освободить из заключения экс-президента Михаила Саакашвили (имеет украинское гражданство) также трактуются как российское влияние.
Как бы не оценивали эксперты деятельность грузинских властей на российском направлении, нельзя забывать о здоровом прагматизме. Более мягкий курс Тбилиси в отношении Москвы несложно объяснить с точки зрения необходимости наладить отношения с Абхазией и Южной Осетией, признанными Россией независимыми.
Еще одним немаловажным фактором остается присутствие российских войск на территории Южной Осетии, что ставит Грузию в уязвимое положение в связи с конфликтом вокруг Украины.
Это то, что мы имеем на данный момент. Если же обратиться к недавней истории грузинско-российских отношений, то можно заметить, что пришедшая к власти в 2012 году «Грузинская мечта» изначально не производила никаких действий, которые были бы расценены Россией как враждебные, другими словами, делала все, чтобы избежать с ней вооруженного конфликта. Такая, не лишенная здравого смысла, политика, в одно мгновение вызвала шквал критики со стороны политических оппонентов, обвиняющих правящую партию в пророссийских настроениях.
Исходя из того, что «Грузинская мечта» находится у власти достаточно продолжительное время, есть основания утверждать, что антивоенная риторика ее представителей и соответствующая политика является одним из способов удержания власти. Как только над правящей партией сгущаются тучи, она тут же начинает обвинять оппозицию в стремлении втянуть страну в войну. События последних двух недель это подтверждают наиболее ярко.

Истинное или мнимое движение «Грузинской мечты» навстречу России, как ни странно, причудливым образом сочетается с целями грузинского государства, закрепленными в конституции. Это связано с проевропейскими настроениями электората. Насколько близко Грузия продвинулась по пути реформ, необходимых для вступления в Евросоюз, — другой вопрос. Эксперты структур Евросоюза отмечают, что Грузия выполнила лишь малую часть условий, необходимых для получения статуса кандидата в ЕС. Зная о смягчении риторики в отношении России, можно допустить, что действующее правительство Грузии не очень заинтересовано в получении статуса кандидата в ЕС, преднамеренно затягивая выполнение условий Еврокомиссии, чтобы в случае отказа обвинить в провале оппозицию.
Усиливающаяся поляризация грузинского общества позволяет говорить о том, что внешнеполитическая ориентация Грузии находится под вопросом. Ведутся дискуссии об этом в обществе и внутри политической элиты.
Дилемма «Россия или ЕС» будет актуальной для грузинского общества во время электоральных кампаний и во время обсуждения спорных законопроектов, что чревато дестабилизацией ситуации в стране, ставшей частью политической культуры Грузии.
Рекомендуем

