Буря в стакане или единая цель? Стоит ли восстанавливать мостик в Крупском районе
Мост — сооружение, которое издревле является символом единства людей, в агрогородке Ухвала Крупского района стало предметом длительных дебатов.
Мы выехали на место, чтобы разобраться в проблеме. Выяснили: деревянный мост (его длина 44 метра) через реку Можа желают восстановить горожане, которые приезжают в агрогородок Ухвала, как правило, на лето к родственникам. В грибы-ягоды ходить по нему гораздо ближе.
А что говорят местные жители? «А хай бы быў — мы к мосту привыкли. В обход идти из Миколаевки в Ухвалу и обратно — путь длиннее на 1,2 км».
И трудно не согласиться, что дополнительная пешеходная связь, и правда, никому не помешает. Но есть проблема: собственника у моста, который бы нес расходы по его содержанию, нет. Со временем конструкция обветшала. Стоимость восстановления моста, который официально признан аварийным и закрыт для передвижения, достаточно весомая.
Председатель Ухвальского сельисполкома Светлана Готченя отмечает:
— Подсчитали, что проектно-сметная документация и строительные работы обойдутся районному бюджету почти в 2 млн рублей. Не в пользу таких расходов факт, что востребованность моста на самом деле небольшая. В Миколаевке проживает всего 28 человек — в основном пенсионного возраста, их обслуживают соцработники. Продукты питания населению доставляет автолавка. Детей — их в деревне 4 — в учреждения образования возит школьный автобус. И более того, у деревянного моста есть альтернатива — добротный бетонный мост на дороге Н8643 Ухвала — Матошка, по нему и осуществляется основное сообщение между Ухвалой и Миколаевкой. Расстояние между населенными пунктами напрямую 0,8 км, по объездной дороге — 2 км. Поэтому мы, депутаты, и представители райисполкома, других служб неоднократно выезжали на место и разъясняли, почему гораздо практичнее сейчас вложить средства в решение других задач: ремонт дорог, сетей водопровода и теплотрассы… Проблемы в Ухвале есть, многие из них постепенно решаются.
Во время встреч с населением озвучивались предложения местных жителей о том, что они сами, а также организации и частники, работающие в окрестностях, согласны участвовать в ремонте моста. И одна попытка сделать мост собственными силами при участии специализированной техники предпринималась прошлой осенью. Но что-то пошло не так — из-за заболоченности территории довести работу до логического завершения тогда не получилось.
— Руковожу подразделением лесхоза, где работают 25 человек. Большинство — жители агрогородка Ухвала, — говорит лесничий Ухвальского лесничества Дмитрий Алексиевич. — И наше административное здание находится как раз по ту сторону реки — в Миколаевке. Беседовал с работниками коллектива, у которых нет собственного транспорта — они действительно сейчас ходят на работу по большому дорожному мосту, или едут на велосипедах. Однако отмечают, что если вновь организуется команда активистов из числа местных жителей, которые готовы приложить силы для восстановления моста, то участвовать будут. Но пока тишина.
Выслушав разные мнения в пользу и против строительства моста, сразу всплыл в памяти сюжет из детства. Мой отец, который занимался краеведением и изучал легенды и падания, древние поверья, говорил, что мост — это символ, который объединяет не только берега, но и людей. Построить мост получится лишь при условии, что организаторы и участники строительства переправы не на словах, а на деле задаются целью. Помните, как в фильме «Королева бензоколонки», когда перестали рассуждать и строить друг другу препятствия, а стали делать — мост построили за день.
Поэтому, если деревянная переправа действительно необходима жителям Миколаевки и Ухвалы, — то она будет. Если же разговоры про мост — лишь повод для бури в стакане, то возвести его не получится. Все просто.
Ольга Грищенкова