Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Как школам добиться результатов на олимпиаде? Изучаем опыт Марьиногорской гимназии

Как школам добиться результатов на олимпиаде? Изучаем опыт Марьиногорской гимназии
Фото: автора и Светлана Курейчик

Помните историю девятиклассницы Сони Ивонинской из Марьиной Горки? Она привезла в родной район победу на республиканской олимпиаде по биологии. Оказывается, в гимназии, где учится Соня, выстроена целая система, которая помогает ученикам добиться результатов на финальном этапе олимпиады. Как она работает, «Минская правда» узнала у директора заведения Сергея Зинкевича и заместителя директора по учебно-методической работе Жанны Король.

По словам Сергея Зинкевича, для него вопрос результативности на заключительном этапе олимпиады всегда стоял очень остро. Ученики гимназии добирались и до области, и до республики, но не привозили дипломов или похвальных листов. При этом дети с удовольствием участвовали в конкурсах, а педагоги усердно вкладывались в воспитанников. Упрекнуть было решительно некого. Именно тогда стало очевидно, что проблема скрыта в самой системе подготовки.

Шаг первый: собрать команду педагогов

— Первый год пытались найти ходы для результативности, – рассказывает Жанна Король. — Очень скоро стало понятно, что детей должна готовить команда учителей. Первая проба пришлась на Наташу Митрохович – она выступала на олимпиаде по русскому языку. В подготовке задействовали трех педагогов, в том числе учителя-ветерана, и каждый из них отвечал за свое направление. Результат получился очень хороший: Наташа вышла на республику, но, к сожалению, не смогла выступить от гимназии на финальном этапе — в том году его отменили из-за коронавируса.

— Плюсы в этой системе были для всех, — говорит Сергей Зинкевич. — Во-первых, она взяла в три раза больше от разных учителей. Во-вторых, педагоги могли сконцентрироваться на одном направлении – работать проще, но можно дать более глубокие знания.

— Роль учителя-предметника тоже очень важна, — добавляет Жанна Король. — Соню курировала Татьяна Геннадьевна Гаус. Она занимается не только подготовкой к республиканским олимпиадам. Не было года, чтобы она не представила работы на научно-практической конференции. В этом году статью Татьяны Геннадьевны, посвященную использованию STEM-технологий в биологии, опубликовали в сборнике МОИРО. А когда мы трудились над инновационным проектом, Татьяна Геннадьевна была среди первых, кто был готов представить свой опыт.

В подготовке задействованы и вузовские преподаватели. Например, с 2021 года Марьиногорская гимназия заключила договор с ЮНИ-центр-XXI при БГУ. Педагоги соглашаются: курсы не подходят под категорию бюджетных, но и окупают средства с лихвой: ребятам дается и теория, и практика, и задачи, и тесты. А на выполненные задания всегда поступает обратная связь с подробнейшими объяснениями.

Шаг второй: уметь находить таланты

В целом подготовка к олимпиадам начинается в седьмом классе – именно тогда у гимназистов стартуют стимулирующие занятия, и дети получают углубленные знания по предмету. Главная задача для учителей – найти среди искренне заинтересованных учеников олимпиадных «звездочек». В этом гимназии помогает выстроенная система диагностики: психолог анализирует способности детей, выявляет самых способных, а их уже «подхватывают» учителя. И вот в чем нюанс: не всегда будущие победители олимпиадного движения находятся среди прилежных учеников с одними «десятками» в аттестате.

— В основном в олимпиадном движении участвуют замотивированные дети, которые стараются успевать по всем учебным предметам. Но нужно понимать: олимпиадники – не всегда отличники, — заключает Жанна Король. — Например, наш ученик Саша Антонович в основном получал пятерки-шестерки – для гимназии это небольшой балл. Но при этом он дошел до республиканской олимпиады по информатике – потому что просто влюблен в предмет. Смог самостоятельно освоить несколько языков программирования!

Шаг третий: сделать привычной конкурсную атмосферу

Задействовать сильнейших педагогов и дать ученикам все условия для подготовки – казалось бы, идеальный рецепт победителя олимпиады. Но все не так просто. Победа во многом зависит от везения, настроя учеников и психологической готовности. Ведь вливаться в олимпиадное движение ученики начинают в восьмом-девятом классе – и, получается, что до этого времени просто не представляют, как выглядят олимпиадные задания и какая атмосфера их ждет во время соревнований. Поэтому Марьиногорская гимназия стала организовать собственную, гимназическую олимпиаду для 5-8 классов, в этом году ее провели и для начальной школы.

Плюсы есть для всех: дети состязаются и видят уровень своих знаний, а педагоги могут отслеживать успехи учеников. Ребята участвуют в олимпиаде каждый год — и когда они подходят к республиканскому конкурсу, они обладают опытом и понимают, с чем могут столкнуться.

Часть подготовки приходится и на летний период. Первые две недели июня, пока учителя в школе, гимназисты по желанию ходят на занятия по интересам. Их организуют только для мотивированных детей, погруженных в учебные предметы.

— Ребята по два-три часа изучают математику, физику, английский, биологию. Определенный блок заданий остается ребятам на лето. Если ученикам что-то непонятно, они могут задавать вопросы и в скайпе, и в вайбере — наши учителя довольно мобильные, — говорит Жанна Король.

Каковы результаты?

Перестроенная система подготовки хорошо показала себя в последние пять лет. Судить об этом можно по имеющимся цифрам. В 2017/2018 учебном году от гимназии участвовало 6 учеников на областной олимпиаде, из них победил один. Уже в следующем году учреждение отдало на область 17 учеников, из которых трое одержали победу. В следующие три года — вплоть до 2022 — от Марьиногорской гимназии на область шло от 11 до 15 учеников, завоевывая по две-три победы. Процент успешности участия в олимпиадах за пять учебных лет поднялся с 16,7% до 20%, а в прошлом году достиг аж 27,3%. Интересно, что показатель выше, хотя количество дипломов и в 2021, и в 2022 году одинаковое.

Как указывает Сергей Зинкевич, понадобилось несколько лет на «обкатку» системы. Но это не значит, что ее совершенствование остановилось. Например, только в прошлом году гимназия запустила обновленный формат девятидневного круглосуточного лагеря. Он получил практическую направленность — и неожиданно для всех стал пользоваться бешенной популярностью у гимназистов.

— К проведению этого лагеря мы готовились практически весь прошлый учебный год, – рассказывает директор. – Все девять дней ребята занимались работой над проектом. Он был основан на STEM-технологиях и получил рабочее название «Вулканы». Все участники лагеря разбивались на пять команд. Каждой из них доставался вулкан в разной точке земли. За девять дней командам нужно было досконально изучить свой объект и презентовать его в финальный день.

Казалось бы, тема чисто географическая, но программа лагеря была построена так, что при деле оказались все. Даже чтобы найти свой вулкан, ребята должны были пройти квест и отыскать объект по координатам. Физики делали расчеты и узнавали скорость направления ветра, чтобы узнать, где осядет пыль от извержения. Биологи разбирались в природных условиях вокруг вулкана и узнавали, насколько вода нагревается от попадания лавы и чем это грозит местной флоре и фауне. Нашлось задания и для искусствоведов, которые находили картины и литературные произведения, где упоминались вулканы команд.

— На финише наши школьники представляли работающие модели вулканов, некоторые из них даже зажигались, – с улыбкой вспоминает Сергей Зинкевич. — Этот лагерь тоже стал своеобразной системой подготовки ребят: они зажглись, заинтересовались предметами. Дошло до того, что 1 сентября к нам приходили дети и спрашивали, можно ли записаться на этот год. К слову, в этом году лагерь такого же направления обязательно проведем, но вот тему до последнего будем держать в секрете.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем