Меню
Мядельский райисполком

Как Китай усиливал свой военно-морской флот

корабли
Фото: из открытых источников, в качестве иллюстрации

За последние три десятилетия военно-морской флот Китая усилился количественно и качественно настолько, что в настоящее время может составить конкуренцию американскому. Необходимость развития военно-морских сил Китая стала особенно острой с того момента, когда американцы увидели в Поднебесной конкурента за доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В результате за довольно короткое в историческом масштабе время Китай прошел путь от приобретения советских боевых кораблей и технологий их постройки до разработки собственных, аналогов которым в мире пока еще нет.

Как же это удалось сделать настолько быстро, и что в настоящее время собой представляют военно-морские силы Китая?

В начале 90-х годов прошлого века Китай активно приобретал последние советские военные разработки, которыми очень щедро торговали Россия и Украина. Последняя продавала практически все и сразу, при первом же обращении, а руководство российским военно-промышленным комплексом поступало более мудро, сначала продавая партию готового вооружения и техники, а только затем технологическую документацию на ее производство. Параллельно с этим военное ведомство Поднебесной занималось покупкой интересующих его технологий в Европе, а китайские специалисты, надо отдать им должное, смогли в них быстро разобраться и не только воспроизвести, но и модернизировать. Модернизация касалась не только полученных западных образцов и технологий, но и советских.

Так, с целью изучения российской военно-морской техники Китай в 1990-х и начале 2000-х годов приобрел у России четыре эсминца и 12 подводных лодок, чем очень сильно помог российскому военпрому, уже успевшему заиграться в конверсию. Спустя несколько лет на основе российских, украинских и западных образцов китайские военные инженеры смогли создать боевые корабли собственных проектов, чем очень обрадовали свое партийно-политическое руководство.

Надо сказать, что четыре приобретенных у России эсминца до сих пор находятся в строю несмотря на то, что после 2019 года, согласно неподтвержденным данным, около десятка боевых кораблей этого типа уже вышли со стапелей шанхайской судоверфи. Чисто китайские эсминцы имеют длину 183 метра и водоизмещение в 13 тысяч тонн, став вторыми в мире по размерам после американских судов такого же класса типа «Замволт».

На борту эсминцев собственного китайского проекта находится более сотни пусковых установок для ракет всех типов, которые в настоящее время применяются как в морском бою, так и предназначены для поражения целей в воздухе и на суше, в том числе, и гиперзвуковые. На вооружении боевых кораблей также стоят два вертолета.

корабль

Также за последние несколько лет спущены на воду более двух десятков эсминцев длиной 161 метр и водоизмещением в 7,5 тысячи тонн, вооруженных 64-мя ракетными пусковыми установками, 130-мм орудием, торпедными аппаратами и комплексами ПВО. Знатоки утверждают, что такой тип кораблей выпущен по лицензии, полученной из ФРГ с использованием технологий, полученных из Украины еще в 1990-х.

На данный момент на вооружении военно-морского флота Китая состоят 48 эсминцев, 44 фрегата и около полусотни корветов. Следует отметить, что за последние 25 лет китайский флот значительно расширил номенклатуру своих боевых кораблей.

Немаловажным является тот факт, что КНР строит боевые корабли для иностранных заказчиков. Это свидетельствует о признанном качестве китайских технологий производства военно-морской техники. Примером этого служит приобретение нескольких китайских корветов Алжиром, имеющим прочные военно-технические связи с Россией и Западной Европой.

Китайское авианосцестроение началось с того, что через различные негосударственные коммерческие структуры у России были куплены выведенные из состава ВМФ авианесущие крейсеры «Минск» и «Киев». Эти суда на вооружение ВМФ Китая так и не поступили, они до настоящего времени используются в сфере развлечений, но сразу же после покупки они были тщательно изучены китайскими кораблестроителями. Затем в 1998 году у Украины был куплен авианосец «Варяг» якобы для дальнейшего использования в качестве плавучего казино. Авианосец был детальнейшим образом изучен, а в 2012 году ВМФ Китая получил свой первый авианосец «Ляонин», способный нести 38 летательных аппаратов. Кстати, на его борту появились и корабельные истребители местного производства «Шеньян-15», очень сильно напоминающие купленный на Украине самолет такого же назначения Су-33.

После приобретения у России технической документации, в 2019 году Китай обзавелся своим вторым авианосцем «Шаньдун» с 40 летательными аппаратами на борту.

В настоящее время проходит испытания перед его постановкой на вооружение третий авианосец, строится четвертый, который будет иметь атомную силовую установку. Всего военно-морское ведомство Поднебесной планирует иметь шесть авианесущих крейсера.

Внешнеполитические проблемы Китая, такие как территориальные споры относительно островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, тайваньская проблема и обеспечение безопасности «Нового шелкового пути» вызвали к жизни необходимость иметь в достаточном количестве десантные корабли. Строительство восьми из них ведется уже сейчас. Они будут сопоставимыми по размерам и решаемым задачам с американскими, но будут нести на борту до трех десятков вертолетов, потому что у Китая пока еще нет самолетов укороченного взлета. Известно также, что Китай уже имеет 8 универсальных десантных кораблей меньшего размера, чем строятся, но они также могут выступать в роли легких авианосцев.

Таким образом, в настоящее время наблюдается ощутимый рост военно-морских сил Китая, а по численному составу боевых кораблей Поднебесная может выйти на первое место в мире, обогнав американцев по объему водоизмещения.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59