Сколько литров краски надо на картину высотой в пять этажей, рассказал автор мурала в Крупках

В Крупках в скором времени появится новый арт-объект, который посвящен работникам лесного хозяйства. Мурал на фасаде пятиэтажного здания на улице Московской создается по заказу Крупского лесхоза. Он будет напоминанием о том, что лес — это наше национальное достояние и визитная карточка страны.
А кто же его рисует? Художник Павел Савчиц ответил на вопросы корреспондента «Минской правды» — даже самые неожиданные и провокационные. Мы узнали, боятся ли создатели муралов высоты и сколько литров краски может уйти на картину высотой в пять этажей? С чего начинают свой путь в профессию художники-граффитисты, и нравится ли им работать под заказ? Начали разговор со знакомства.

— Павел, ваше имя мы знаем. А есть ли у вас творческий псевдоним?
— Есть. И как не странно, мой творческий псевдоним — это моя фамилия. Единственная особенность, подписывая работу псевдонимом, я пишу фамилию Савчиц английскими буквами. Учитывая, что граффити пошло от шрифтов на заборах и гаражах, то художники-граффитисты, как правило, на своих работах оставляют свой автограф. Это может быть псевдоним, фамилия, или названием команды, в которой состоят. Я подписываю свои работы SAFCHITS. Конечно, там где это уместно.
— Как давно вы рисуете?
— Я с детства этим занимаюсь. Лет в четырнадцать я прочитал в каком-то журнале про граффити. А лет в 17-18 начал покупать баллончики и рисовать, где попало. Все мы, наверное, начинали, как хулиганы. Но в 21 год я попал в студию к людям, которые занимались граффити профессионально. И пришел к ним как молодой художник, который помогал «принеси-подай». А уже спустя два-три месяца выполнил первый небольшой заказик — пейзаж на даче. Дальше продолжил обучаться, развиваться, расти, и в 25 лет мне доверили первую масштабную работу. Это были два поезда на башнях ДЭПО в Минске в районе Института культуры. Возможно, вы его видели: со стороны моста — изображение поезда красного цвета, а со стороны улицы — зеленый современный состав. Дальше работа пошла просто и в удовольствие, как чай или кофе по утрам. В ней нет ничего сложного, если ее любить. Сейчас у меня новый этап в развитии: я рисую картины и чувствую, что могу лучше и могу интереснее.

— Многие, наверное, задаются вопросом, работа художника по оформлению фасадов сезонная или круглогодичная?
— Если вы про рисование муралов на фасадах домов, то, конечно, она сезонная. А в целом работа художника-оформителя, граффитиста – круглогодичная. В зимнее время мы обычно работаем в помещениях. Таких заказов также немало.
— Работа вам нравиться, и можно ли ее назвать работой-хобби?
— Для меня это не просто работа — это мечта. А вот про хобби — скорее нет, чем да. Потому что в моем понимании хобби — это не совсем серьезное занятие. Если относится к ней, как к хобби, то даже если результат будет не тот, что задуман — ничего страшного. А если это работа, то ожидания заказчика должны совпасть с результатом. Я же всегда серьезно подходил к рисованию граффити. Посмотрел, как люди рисуют, и зажегся, влюбился в это дело. Это был восторг, и мне, тогда молодому пацану, казалось, это творчество чем-то нереальным. И начал потихоньку его осваивать. Пока не пришло понимание: творческая деятельность должна еще и доход приносить. Ведь краска стоит денег. Допустим, чтобы создать один рисунок на гаражах, нужно порядка 100 рублей потратить. И не факт, что он там останется. Могут просто закрасить. Будет очень обидно. И значит, чтобы свое увлечение монетизировать, нужно быть в команде и работать официально.
— Все ли работы вам в удовольствие?
— Не всегда. И это нормально. Да, иногда бывают эскизы в удовольствие, а случается, что не хочется рисовать. Но это заказ. Заказчику это интересно, и он за это заплатит. А значит — беру и рисую. Главное понимать, что ты делаешь город красивее, интереснее, современнее. Для души и в удовольствие — это писать картины. Причем, мои картины также с элементами граффити.
— Муралы на природоохранную тематику, которые сейчас появляются в разных районах Минщины — рисует один человек, или работают разные люди, команда?
— Я не один. Художников, которые рисуют муралы, не менее пятнадцати. И в сезон работы много, все заняты. Именно мурал по заказу лесхозов у меня второй по счету. Первый был в Вилейке. Остальные — работа других мастеров. Конкретно этот заказ мне предложила команда Zadelo. И я включился в общее дело. Но в Крупках работаю один. Так мне сподручнее.
— Можно ли посчитать, сколько краски уйдет на один мурал такого размера, как в Крупках?
— Да, это не сложно. У меня ушло 9 ведер акриловой краски по 11 литров. Итого — 99. И еще 45 баллонов.
— А по цветам?
— Акриловой краски 9 цветов: три — зеленые оттенки, три — небесные, два земляные и еще один — телесного цвета для рисования лиц. С краской в баллонах сложнее арифметика. Нужно понимать, что акрил мы используем в качестве подложки. А баллонной краской прорисовываем детали: наподобие кисти для рисования небольших художественных полотен. Тут уже зеленых идет пять оттенков, столько же небесных. На землю добавляется четыре оттенка. На лицах — пять цветов. Плюс логотип, и там уже своя палитра — где-то 7 красок.
— Сколько дней уходит на один мурал?
— Это по-разному. Многое зависит от погодных условий и организационных моментов. Конкретно в Крупках я приступил к работе 19 мая. В первый день мы установили леса. И с этого дня пошел отсчет работе. По плану было уложиться в пять дней. Но как получится, покажет время. Сегодня, 22 мая, если всю работу поделить на 10 шагов, то я нахожусь в точке перехода от 5 к 6 шагу. Впереди работа с пропорциями, чтобы руки и ноги у героев мурала были на месте и не больше или меньше положенного. Нужно плашки по краям еще в один слой краски закатать. Внизу текст разметить и прописать. Лица проработать. На это все необходимо время.
— С чего начинается работа?
— С подготовки: установка лесов, автолюльки или вышки. Затем идет разметка. Она необходима, чтобы все элементы были четко на своих местах и соблюдены их пропорции. Здесь работаем по макету. И дальше уже сама разрисовка.
У меня есть такая особенность, что я снимаю леса в процессе рисования. Потому что, пока леса на месте, я не вижу четко светотеней. Снимаю по ярусу и смотрю, как получилось. Если все идеально, то работаю дальше. Если же нюансы, то дорабатываю. И так поэтапно создается полная композиция.
— А высоты не боитесь?
— Нет. И никогда не боялся. Наоборот, для меня с самого начала было круто залезть высоко и нарисовать что-то. Высота мне нравиться. Люблю, к примеру, наслаждаться Минском со смотровой площадки Национальной библиотеки. На высоте чувствую себя классно, совсем другая атмосфера. Внизу суета, а там спокойно. Когда ты монтируешь сам подъемник и понимаешь, что там все надежно, то страха нет вообще.

— А откуда вы родом?
— Родом из Мяделя, но сейчас живу в Молодечно. А в сезон работы много путешествую по Беларуси и проживаю там, где есть заказ. То есть постоянного места жительства у меня, как такового, нет. Весь процесс стараемся организовать максимально четко и оперативно. Чтобы вложиться в бюджет и не растягивать работу надолго, увеличивая затраты на аренду лесов и проживание.
— Вы упоминали, что для души у вас картины.
— Да, для души я пишу картины. Недавно написал несколько работ. Мне однажды захотелось совместить граффити и живопись. И я решил, что могу нарисовать граффити на картине. «Уменьшил зум» и поместил изображение на полотнах. Чтобы каждый, кто желает иметь такой рисунок в небольшом помещении, получил возможность добавить стиль в интерьер. На самом деле смотрится это классно.

— Участвуют ли ваши работы в выставках?
— Опыт есть. Но он совсем небольшой. Мои картины выставлялись в Борисове, и я тогда многое переосмыслил, понял, что это полезно. Сейчас планирую выставку работ в Вилейке. Понимаю, что нужно продолжать двигаться в творческом развитии. И вижу себя в будущем художником, который пишет картины-граффити и делает стационарный вид творчества доступным для перемещения в пространстве.
Организация и участие в выставках для меня следующий этап развития как художника. Сейчас я открыт для предложений. Это то, что меня зажигает. После завершения мурала в Крупках, планирую написать несколько новых работ.

Рекомендуем


