Международный журналист: «Лукашенко — хранитель системы, которая идет вразрез с интересами Запада»
Журналист и аналитик Денис Рогатюк родился в 1990 году во Владивостоке, в СССР. Будучи подростком, он эмигрировал с родителями в Австралию, где продолжил свою учебу. Он имеет экономическое образование — окончил Мельбурнский университет. Стал специалистом по СМИ и магистром наук международной государственной политики университетского колледжа Лондона. Денис — популярный журналист, интервьюер и блогер в латиноамериканском инфополе.
Он в совершенстве владеет английским и испанским языками. Является директором по международному сотрудничеству чилийской газеты «El Ciudadano». За его плечами более чем 10-летний опыт работы в цифровых медиа Латинской Америки, Европы и Австралии. Он лично брал интервью у тогдашнего президента Боливии Эво Моралеса, у новоизбранного президента Мексики Клаудии Шейнбаум. Наш герой является режиссером документального фильма «Непокоренная Боливия». Сотрудничает со многими изданиями, такими, как RT, Gray Zone, Jacobin, MidiaNinja, People’s Dispatch. Почему семья Дениса уехала в Австралию? С какой реальностью он столкнулся, живя в Лондоне и Мельбурне? Как стал востребованным журналистом и что думает о Беларуси? Об этом читайте в нашем интервью.
— Вы сами из Владивостока. Как вы оказались в Австралии и Великобритании? Что привело вас в международную журналистику?
— Это был долгий путь. Я приехал в Австралию, будучи подростком со своей семьей — окончил среднюю школу и получил экономическое образование в Мельбурне, прежде чем решил отправиться в путешествие по Латинской Америке и Европе. Я посетил Венесуэлу в разгар Боливарианской революции в 2012 году, а затем Кубу в 2013 году, стал свидетелем достижений кубинского социализма. Впоследствии я решил посвятить свой интерес политическим событиям в Латинской Америке, и лучше всего было заниматься этим через журналистику. Я получил степень по медиаисследованиям в Мельбурне, а затем стал магистром наук в области международной политики в университетском колледже Лондона (UCL).
Мне стало понятно, что недостаточно просто узнавать о политике, необходимо информировать о ней других и самому разрушать медиа-барьеры, построенные западными частными новостными корпорациями.
— Как ваша семья пережила эпоху лихих 1990-х годов?
— Наша жизнь полностью перевернулась, как и у многих семей того времени. Жизнь в 1990-е годы во Владивостоке была похожа на десятилетнюю экономическую депрессию. Гиперинфляция, массовый рост преступности, распространение тяжелых наркотиков — лишь часть того, что влияло на наш город. Но самое главное — было ощущение, что мы потеряли свою идентичность и будущее. В советские времена говорили, что социализм — это уверенность в завтрашнем дне. Все это исчезло почти в одно мгновение. «Шоковая терапия» 1990-х годов при Борисе Ельцине, принесшая в Россию неолиберальную систему, вынудила многие семьи эмигрировать и жить за границей. Моя семья была как раз одной из них.
— Вы жили, учились и работали на Западе. С какими мифами о жизни там вы столкнулись? Какова реальность Лондона и Мельбурна?
— Я очень много путешествовал по Западу. Жил в Австралии, Великобритании, Испании, Бельгии, посетил большую часть Европы и Северной Америки. У меня появилась возможность узнать и понять классовую и культурную структуру этих стран и увидеть разницу между обращением с гражданами и с иностранцами. Как иностранный студент, вы должны платить за университетский курс втрое больше по сравнению с гражданами страны. Как работник, вы редко получаете те же права и гарантии занятости, что и обычные граждане. После 2022 года ваши взгляды на Россию и Украину могут привести к увольнению, если вы не ответите на вопросы определенных инстанций «правильно». Иными словами, уровень русофобии достиг невиданного ранее уровня. Российская и белорусская молодежь, которая боготворит жизнь на Западе, должна понять следующее. Та идеальную жизнь, что они ищут, построена на труде и деньгах, которые они предоставят привилегированной элите, контролирующей эти страны.
— Как начинался ваш журналистский путь?
— Я начинал заниматься журналистикой, работая ведущим подкаста на местном радио в Мельбурне. Проект был посвящен профсоюзным вопросам и политическим дебатам в Австралии. Я совмещал эту работу с написанием статей для нескольких независимых газет в Австралии и Европе. Постепенно я и стал независимым журналистом, публикуя политический анализ и ведя колонки в различных левых газетах и на веб-сайтах. Это произошло до того, как в 2019 году я стал постоянным журналистом и репортером на медиа-платформе «El Ciudadano», посвященной геополитическим событиям в Латинской Америке и Европе.
— Вы — директор по международному сотрудничеству газеты «El Ciudadano». Расскажите об этой работе.
— Газета «El Ciudadano» появилась еще в 2005 году в южной части Чили. Она создавалась как простая региональная газета с радиопрограммой. В ней основное внимание уделялось местным политическим событиям, коренному народу мапуче, а также политическому проекту национального Учредительного собрания. Со временем газета стала одним из крупнейших независимых изданий в стране, благодаря освещению общественных движений и массовых антинеолиберальных протестов конца 2000-х — начала 2010-х годов. Сегодня — это крупнейший веб-сайт прогрессивных СМИ в Чили, насчитывающий более 4,7 миллиона подписчиков в Facebook, 707 тысяч в Instagram, почти 600 тысяч в Twitter/X и сотни тысяч в Tik Tok и YouTube. В настоящее время у нас есть офисы в Сантьяго (Чили) и в Пуэбле (Мексика), а также корреспонденты в Венесуэле и Аргентине. Как международный директор, я отвечаю за расширение международного охвата канала, освещая избирательные процессы по всему миру и работая вместе с аналогичными независимыми медиа-организациями и коллективами. Я также имел честь взять интервью у различных политических лидеров со всего континента, например, у новоизбранного президента Мексики — Клаудии Шейнбаум, у бывшего президента Эквадора — Рафаэля Корреа и у тогдашнего президента Боливии Эво Моралеса.
— Какого уровня достигла западная пропаганда в Латинской Америке? Можем ли мы говорить о том, что в ЕС и Австралии существует большая цензура в отношении этого региона?
— Соединенные Штаты и западные державы никогда не отказывались от идеи, что Латинская Америка является их «задним двором». Мы должны помнить, что история 20-го века для Латинской Америки была отмечена вторжениями, интервенциями и вмешательством со стороны правительств Соединенных Штатов и их агентств, как прямо, так и косвенно. Неудачное вторжение на Кубу в 1961 году, государственный переворот в Чили против Сальвадора Альенде в 1973 году, который поддерживала ЦРУ, и последующая диктатура Аугусто Пиночета, военная диктатура Бразилии с 1960-х по 1980-е годы, диктатура в Аргентине с 1976 по 1983 год и вторжение в Панаму в 1989 году — лишь некоторые из примеров вероломного вмешательства США.
Сегодня геополитический баланс значительно сместился в пользу стран Глобального Юга и Латинской Америки, отчасти благодаря возвышению Китая и России в качестве новых великих держав. Соединенные Штаты больше не могут напрямую вмешиваться в этот регион. Таким образом, они прибегают к психологическому и политическому манипулированию, используя огромную медиа-машину, которую Штаты построили с помощью крупнейших транснациональных корпораций в мире. И это ощущается во всем медиа-ландшафте Латинской Америки. Вы можете обнаружить, что многие частные газеты и СМИ отражают тот же политический образ мышления, что и элиты на Западе. Они восхваляют неолиберализм как идеальную социально-экономическую систему. Регулярно «нападают» на правительства Кубы и Венесуэлы, игнорируя при этом проблемы своих собственных обществ, вызванные диким капитализмом. Частные СМИ нередко создают теории заговора о вмешательстве России или Китая в выборы и политические дела чужих стран. По сути, эти СМИ выполняют грязную работу внешней политики США в своих странах, пытаясь дестабилизировать свои общества в пользу проамериканских и неолиберальных правительств.
— Вы стали режиссером документального фильма «Непокоренная Боливия». Что вы хотели донести до зрителя? Какие проекты вы хотите реализовать в будущем?
— Осенью 2019 года я работал репортером в Боливии. Приехал в эту страну, чтобы стать свидетелем четвертых президентских выборов и победы на них Эво Моралеса. Но, как и в случае с другими антиимпериалистическими президентами Латинской Америки XX-XXI веков, против него был организован госпереворот, спонсируемый Западом. 10 ноября 2019 года он был отстранен от власти. На смену свергнутому президенту пришел проамериканский и консервативный диктаторский режим, который просуществовал до октября 2020 года. Мой документальный фильм — это история этого госпереворота, дальнейшего пути Эво Моралеса, репрессий против его сторонников, сопротивления проамериканской диктатуре. В фильме есть и анализ истории борьбы коренных народов Боливии против других диктатур и неолиберальных режимов прошлого. Я взял интервью у Эво, его вице-президента Альваро Гарика Линере, и у многих других лиц. Этими интервью я хотел просветить зрителей о влиянии проамериканских госпереворотов на жизнь простых людей. На данный момент, я пока не планирую съемки документальных фильмов. Со временем хотел бы создать серию документалок о том, как коренные народы со всего мира сопротивляются империализму США и его союзникам. Надеюсь, что скоро я посещу и Палестину.
— Вам доводилось бывать в Беларуси?
— К сожалению, нет. Но я искренне желаю открыть для себя страну, которую ужасы неолиберализма 1990-х годов обошли стороной, в отличие от России. Беларуси удалось сохранить лучшие достижения советских времен. Вижу, что президент Лукашенко является хранителем системы, которая идет вразрез с интересами Запада (цель Запада превратить Беларусь в еще одну Украину). Также я считаю, что Беларусь играет гораздо большую геополитическую роль, чем кажется на первый взгляд. Эта страна — ключевая опора Евразийского экономического союза, ценный союзник правительств Кубы, Венесуэлы и Никарагуа. А самое главное, белорусы — суверенная нация, прокладывающая свой путь в этом мире самостоятельно.