Меню

Деловые против Делавэра: зачем Зеленский разогнал НАБУ и САП

Деловые против Делавэра: зачем Зеленский разогнал НАБУ и САП

Злые языки говорят, что слово «Украина» произошло от слова «украсть». Поэтому когда белые люди открыли там факторию, а индейцы понесли им шкуры, понадобились смотрящие, чтобы контролировать обмен. Чтобы местные за бусы честно продавали убитых волков, а не крашеных собак, как это делал ветеринар Данилов до того, как стал главой украинского Совбеза.

Эти функции смотрящих на Украине раньше выполняли детективы НАБУ (оно же «национальное антикоррупционное бюро») и прокуроры САП («специальная антикоррупционная прокуратура»). Аналогов в наших спецслужбах нет, это такие киношные сыщики, которые в одиночку что-то расследуют (работают автономно, как это прописано в уставах), а потом бегут стучать в американское посольство. Как в любой колонии есть оперчасть, так НАБУ и САП — это что-то типа оперчасти при посольстве США. Или, если хотите, нанятая из местных служба безопасности Демпартии, которая блюдет активы демократов на Украине.

Чтобы вскрывать индейские схемы, белые люди собирают компромат на всех более-менее крупных туземных вождей (а также их детей и скво), и если кто-то присвоил слишком много стеклянных шариков или замыслил обмануть хозяев — нет, его не судят товарищеским судом, а арестовывают счета и недвижимость на западе.

В автономности — суть таких органов, потому что туземным законам они не подчиняются (отстранить детектива или прекратить дело без санкций белых хозяев нельзя). Так их якобы выводят за рамки коррумпированной силовой системы. Потому что обычная украинская прокуратура им не указ, более того, даже центральный аппарат НАБУ не управлял детективами НАБУ.

Ушки и дружки Байдена

А теперь представьте, что вы командуете взводом солдат и вам надо срочно выкопать яму. Если нет подчинения, команды и отчетности, даже приличная дырка в земле у вас не получится, не говоря об исследовании дыр в бюджете, где схемы более сложные. А «автономно» солдаты вам не выкопают даже канаву.

Как же такие странные структуры, типа НАБУ, могли работать без руководства? В реальности эти конторы слали напрямую в США оперативную информацию: какой индеец какую имеет долю на шкурах, в какой вигвам ходит, что там обсуждает и какую трубку курит. Эти ведомства имели право расставлять прослушку, где хотели, а потом передавать информацию напрямую в Вашингтон.

А уж какая там была дальше реализация по линии уголовных дел, американцам было плевать: они хорошо понимали, что судить все равно будет гуманный украинский суд и никого не посадит. То ли дело заморозить счета по американским законам. А всю остальную информацию о туземных вождях можно было использовать для шантажа, убеждения, контроля правящей группы… и продажи стеклянных бус по еще более выгодным обменным курсам.

Формально при спецслужбе создавался как бы совет старейшин, где было несколько иностранцев, а остальные украинцы. Но через иностранцев, понятно, все и утекало. Кроме того, эти прекрасные органы некоторые вопросы в упор не видели и не расследовали. Потому что когда у вас сидят американцы в наблюдательных советах всех крупных монополий, коррупции будет море, типа как с Хантером Байденом и газодобывающей компанией «Burisma». Но таких блатных трогать нельзя: антикоррупционные структуры создавались, чтобы ловить индейцев, а не белых.

Почему ляхи не помогли сынку

Старожилы рассказывают, что нечто подобное практиковали в СБУ еще со времен Ющенко. То, что в СБУ был целый этаж с американцами — это байки, но в центральном аппарате действительно сидело несколько американских сотрудников, которые имели доступ к любой оперативной информации и любым делам (агентурным, личным, уголовным). При Януковиче кран немного прикрыли, но и тогда с американцами целовались в десны. Например, сотрудник американского посольства мог прийти на вручение дипломов будущим разведчикам, чтобы крепко пожать им руку — а на деле всех срисовать в лицо и по фамилиям.

То есть контроль за украинскими спецслужбами начали выстраивать еще лет 20 назад, а те органы, которые сейчас потужно закрывает Зеленский — это структуры внешнего управления, которое ни одна нормальная страна у себя не допустила бы.

Но, конечно, не допустила только на бумаге. Во-первых, все страны НАТО примерно так и живут, потому что военная инфраструктура США экстерриториальна. Если у вас есть какая-то база или просто американский объект (например, коттедж, как было в Литве, где размещалась секретная тюрьма ЦРУ), то все американское будет экстерриториальным. Кого там мучают или пытают на военной базе или в подвале — уже не ваших служб дело.

Во-вторых, никто этому не сопротивляется. Единственный, кто пытался брыкаться и рвать западный поводок — это, как ни странно, Польша. При Ярославе Качинском они почти 8 лет строили систему единоличной власти, где поступили еще круче, чем Зеленский: поставили под контроль все местные суды. Для чего была создана дисциплинарная палата при Минюсте, которая вела чистки неугодных судей. Параллельно в Польше отменили юрисдикция судов Евросоюза, мол, национальное право выше.

Поясним: когда Трамп и Зеленский подписывали сделку по минералам, США специально оговорили, что все споры рассматриваются в судах штата Делавэр. В Польше действовала такая же схема, только вместо Делавэра у них был Брюссель. Это значило, что если в Польшу заходят деньги европейских фондов (а потом разворовываются или идут на нецелевые нужды), то Брюссель мог расследовать и наказывать поляков по своему усмотрению. Кто ж такое потерпит? Поэтому поляки сделали так, чтобы никого нельзя было осудить без ведома правящей верхушки. За что ЕС сначала оставил их без денег, а потом поддержал Туска, который вернул старую систему.

Майдан вместо Стамбула?

Но суды на Украине и так давно купленные и сломанные властью, независимыми они были неизвестно когда. А вот разогнать смотрящих от Демпартии — это вполне себе грамотный ход Зеленского, потому что окружению Трампа никакие НАБУ и САП не интересны — они от конкурирующей фирмы, от демократов.

Так что, похоже, поросенку Фунтику все опять сойдет с рук. Это еще раз говорит о том, что Зеленский является до определенной степени самостоятельной фигурой. И если товарищи в Киеве рубят уши и руки даже своих спонсоров, то уж точно по мановению Трампа они не сядут ни за какой переговорный стол.

Правда, пока верстался номер, в Киеве, Днепре, Одессе и Львове прошли мини-майданчики с криками «Мы не лохи!» и «Это наш закон!» Само собой, выходили купленные, потому что здесь у них, видите ли, нарушили закон, а когда ТЦК ловит людей, как собак, с законом все нормально. Митинговала в основном молодежь — остатки той инфраструктуры, которая ориентирована на Демпартию. Это USAID’овские НКО, а также партии «Голос» и «Солидарность», которые брыкались в парламенте и не хотели принимать нехороший закон.

Получается, единственное, что ограничивает произвол Зеленского — это НКО демократов. Вот вам и замер общественного мнения. Так что для завершения войны в стране нет не то что реальной оппозиции, но хоть какого-альтернативного центра внутри власти.

Тот случай, когда Вию подняли веки: западная пресса пишет, что недовольное Зеленским население поднялось на массовые протесты. Кричат, топают и просят, чтобы американских спецслужбам вернули карательные полномочия. Такого мир еще не видел.

Поэтому не нужно удивляться, если на переговорах в Стамбуле будет все то же самое, только хуже. Накануне пресса была завалена комментариями, что ничего от новой встречи ждать не стоит, максимум договорятся о новом обмене пленными. А уж после разгона НАБУ и САП офис Зеленского вообще будет занят внутренними вопросами. Но есть и другая точка зрения: украинцы снова попытаются выйти на 30-дневное перемирие на своих условиях. И поскольку Европа-таки ввела 18-й пакет санкций, с этим новым пакетом на руках давление хотят продолжить.

По факту же за два месяца состоялся обмен сигналами: «Мы вас давим на фронте» — «А нам все равно, мы психические, мы давим даже своих спонсоров». Что никакому миру не способствует.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59