Политический разворот: японский парламент теряет баланс

В прошедшее воскресенье, 20 июля, в Японии состоялось важное событие — выборы в верхнюю палату парламента. Не сказать, что их результаты сильно кого удивили, скорее, наоборот. Еще одно государство, резко поворачивающее вправо.
Для начала небольшой ликбез на тему политической системы Японии. Тамошний парламент, называемые коккаем, — единственный в стране законодательный орган и высшая инстанция государственной власти. Делится он на две палаты: нижнюю — Палата представителей (465 депутатов с полномочиями на 4 года, часто распускается досрочно) и верхнюю — Палата советников (248 депутатов с полномочиями на 6 лет, часть из которых переизбирается каждые 3 года). Обе палаты избираются на всеобщих выборах, за что ответственен премьер-министр.
Японская система достаточно сложна для понимания, ведь кто-то избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе, а кто-то — по пропорциональной в многомандатных. В общем, на ровном месте ищут себе приключения… Но нам такие подробности и не нужны.
Японская молодежь выборы не воспринимает, зачастую отказываясь от участия и голосования в них. Также, электоральные кампании достаточно короткие и строго регулируемые соответствующими органами.
Отметим, партийная система Японии представлена несколькими силами, но доминирующей долгое время остается Либерально-демократическая партия (далее — ЛДП).
Ситуация накануне выборов
У нее как раз и возникли серьезные проблемы в прошедшее воскресенье. Парламентское большинство, которое так долго удерживалось, было утрачено. И причин тому много, в первую очередь, из-за экономического спада и стремительного роста стоимости жизни. Также избирателей не устраивает недостаточная жесткость по отношению к Китаю и сложности в коммуникации с США.

«Успех [оппозиционных партий — прим. Авт.] на этих выборах показывает, что избиратели устали от политического статуса-кво», — рассказал BBC преподаватель японистики Джеффри Холл.

Причем раскол в японском обществе наблюдался и ранее. К примеру, парламентские выборы в октябре 2024 года привели к потере большинства правящей коалиции ЛДП и «Комэйто» в Палате представителей под руководством премьер-министра Сигэру Исибы. Тогда эксперты пророчили полный крах альянсу, если спустя год будет упущена Палата Советников.
Что для одного тьма, для другого — свет
Главным открытием прошедших в воскресенье выборов стал Сохэй Камия. Темная лошадка и Дональд Трамп в азиатском обличии — все в одном флаконе. Без шуток.

Партия «Сансэйто» («Партия участия в политике»), возглавляемая японским политиков, была создана совсем недавно, в 2020 году. Тогда же и обрела первую популярность, на волне пандемии Covid-19. В частности, на YouTube они распространяли разные конспирологические теории о вреде вакцинации. Надо сказать, нужные люди оказались в нужное время и в нужном месте, простите за тавтологию.
К слову, 47-летний политик и бывший резервист Сил самообороны сам раньше был членом правящей ЛДП.
Правда, на этом, пожалуй, популярность и закончилась. В течение последних трех лет у этой партии было всего одно из 248 мест (сейчас будет 14) в верхней палате парламента Японии, которое как раз таки и принадлежало лидеру радикальной партии.
Вслед за Европой?
Просмотр избирательных лозунгов и обещаний Сохэй Камия каждый раз вызывает неловкое дежавю, заставляющее вспомнить персону Дональда Трампа. И не просто так… Поскольку сама по себе программа называется «Япония прежде всего», что уж больно созвучно с «Сделаем Америку снова великой». Да и сам Сохэй Камия не отрицает приверженность идеям своего кумира.
И на этом сходства не заканчиваются. Японец — чистой воды популист, как и Трамп. В ходе своей последней избирательной кампании партия раздавала обещания на любой вкус, например, увеличить детские пособия или уменьшить налоги. Классическое политологическое правило: «За все хорошее, против всего плохого».
Как говорится, один раз — случайность, два раза — совпадение, три раза — закономерность. Рост популярности «Сансэйто» отражает растущее в японском обществе недовольство по поводу иммиграции и чрезмерного, по мнению жителей страны, потока туристов. С этими проблемами пыталось справиться и правительство, создав новый профильный комитет всего за несколько дней до выборов. Пока петух не клюнет…
Вопрос иммиграции для японцев действительно очень болезненный. По мнению большинства туристов и многих журналистов, «страну восходящего солнца» сложно назвать дружелюбной. Путешественники, в особенности негроидной расы, отмечают вопиющую нетолерантность и даже преследования.
Как можно заметить, правый курс и практически идентичные лозунги, кочующие от страны к стране, вне зависимости от континента, дошли и до Японии. Следом за США, Германией, Польшей и др. То ли еще будет…
Рекомендуем


