Меню

Политолог о Стамбуле-3: российские требования не снизятся, Украине не удалось усилить позицию

Политолог о Стамбуле-3: российские требования не снизятся, Украине не удалось усилить позицию
Фото: Getty Images, МИД Турции

Часовой пояс в Киеве, Стамбуле и Москве один и тот же, поэтому переговорный ритм совпадает с графиками президентов, чтобы было удобнее принимать оперативные решения. Вечером среды состоялась закрытая встреча Мединского и Умерова при посредничестве турецкого министра Федана, после чего главы делегаций доложат руководству позиции друг друга.

Из второго Стамбула Киев вышел в подвешенном состоянии, потому что было неясно, продлит ли Трамп поставки оружия и введет ли ЕС новый пакет санкций, преодолев вето Словакии. Без первого и второго требование Украины о 30-дневном перемирии (на них строился украинский меморандум, который подробно разбирала МП выглядел смехотворно.

Два месяца спустя мы увидели расплывчатый ультиматум Трампа ввести пошлины против партнеров России через 50 (уже 40) дней, новый формат американской помощи, которая будет выкупаться ЕС по рыночным ценам, а также 18-й пакет санкций ЕС, направленный против «северных потоков», танкерного флота и ряда российских юрлиц.

Для Киева это лучше, чем ничего, но можно сразу сказать, что от таких мер позиция России никак не изменится. Фактически, переговоры продолжатся в той точке, в которой они закончились, когда стороны зачитали меморандумы и разошлись. И до тех пор, пока позиции сторон в меморандумах не сблизятся, следующего шага в переговорах не будет, они так и останутся на уровне обмена пленными и телами.

Вместе с тем, новая идея Украины — это серия встреч на высшем уровне, где Путин и Зеленский должны будут общаться при посредничестве Трампа или Эрдогана. Что тоже выглядит сомнительно, потому что в рамках даже самого первого (и самого успешного) Стамбула должно было произойти сначала подписание предварительных соглашений, и только потом лидеры встретились бы, чтобы подписать итоговый документ. За пустым столом никто встречаться не будет, но, возможно, Киеву нужен пиар и перепалка, а Трампу — некий новый миротворческий прорыв. Либо Зеленскому нужен формальный отказ Путина, чтобы обвинить Россию в срыве переговоров, но это глупо.

Потому что Владимир Владимирович — человек, который работает с документами, а пока что никакого общего документа нет и близко. Напомним, что меморандум России включал в себя два варианта: первый — выход ВСУ на границы 4 областей с сохранением власти в Киеве и последующим урегулированием, второй — заморозка по линии фронта, но с быстрым проведением выборов, демилитаризацией, денацификацией, прокачкой газа и большим списком иных требований.

Если оставаться реалистами, то так и будет: либо первый вариант военным путем, либо второй вариант через переговоры, в зависимости от того, сколько у Киева останется ресурсов. Но пока что ни одна из сторон не истощена (если считать, что ведется конфликт на истощение), и ни одна не добилась решительного успеха на поле боя. Поэтому сближение позиций в меморандумах тоже не происходит.

Чтобы понять, что будет на второй день переговоров, надо также оценить состав украинской делегации. Если в ней по-прежнему будет 80% военных, значит, «30-дневное перемирие» по-прежнему останется их безоговорочным условием. Зеленскому оно позволит сорвать график российской летней кампании, по сути, ничего реально не делая и имитируя переговоры. Которые быстро закончатся ничем и война выйдет на новый годичный цикл.

Но, чтобы не быть пессимистами, сразу скажем, что определенный прогресс есть. Первое — это прекращение ударов по российским НПЗ, а со стороны РФ — остановка ударов по украинской энергетике. То есть о чем-то стороны реально договорились, причем не ясно, каким образом: видимо, контакты идут независимо от встреч переговорных групп. Так что отдельные аспекты конфликта могут быть нормализованы вне Стамбула, например, в части санкций. Второе — у украинской стороны (берем шире — не только в правящей группе Зеленского, но и в диаспоре и среди лидеров мнений) появились верные мысли о том, что единственный выход из войны — это смена направленности или «проектности» украинского государства. Если государство не будет иметь антироссийского характера, то и вопрос территорий и буферных зон не будет стоять, в них отпадет необходимость. Поэтому будем надеяться, что рано или поздно такая точка зрения возобладает у всего украинского населения. Правда, не ясно, сколько для этого потребуется времени, возможно, 10-15 лет. А без смены украинского проекта любой успешный Стамбул будет означать лишь паузу перед новой войной, где условия мирного соглашения будут саботироваться, а обе стороны будут готовиться к возобновлению боевых действий.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59