Такого в стране больше нет. Посмотрите на самый необычный дворец Беларуси

Дворец Козелло-Поклевских находится между Марьиной Горкой и Гомелем, в 20 километрах от Жлобина. Путь неблизкий, но цель стоит усилий: усадьба не похожа ни на что, что вы видели в Беларуси. Горгульи на водостоках, зал с потолками, как в испанской Альгамбре, потрясающий готический зал со «спрятанными» оберегами и витражами — и это лишь несколько из 36 залов, ни один из которых не копирует предыдущий.
Усадьба Красный Берег находится в одноименном населенном пункте на территории Краснобережного колледжа. Кстати, дворец когда-то тоже был корпусом местного института — аж до 1992 года, после чего его начали реставрировать. Работы продолжались до 2015 года — уже больше семи лет усадьба открыта для посетителей.
Дворец строился с размахом. Его возвели по приказу генерал-лейтенанта Михаила Гатовского. Он был из Могилевских дворян, но почти всю жизнь провел в Петербурге и на Кавказе. Выйдя в отставку после службы, Михаил Гатовский заехал погостить на родину и заодно купил Красный Берег у сослуживца, военного инженера полковника Бобруйской крепости Александра Богородского.

Гатовский хотел построить что-то солидное и величественное, а потому пригласил из России известнейшего архитектора Виктора Шретера. Вряд ли его услуги стоили дешево: известно около 60 крупных проектов Шретера в одном только Петербурге. За пределами столицы он построил здание железнодорожного вокзала в Одессе, Грузинского театра оперы и балета в Тбилиси и, например, церковь Сергея Радонежского в немецком Бад-Киссингене.
Для Гатовского Шретер построил роскошное эклектичное здание с обилием внешних украшений и разнообразием интерьеров. Переступая порог усадьбы, гости оказывались в готической прихожей, подходящей средневековому замку, а уже в следующей комнате словно перемещались во времени и чувствовали всю строгость и роскошь классицизма. Проектируя здание, Шретер увековечил его владельца — по форме дворец напоминает букву «Г», первую букву фамилии Гатовского.

Правда, он почти не успел пожить в роскошной собственности, большую часть времени по-прежнему проводя в столице Российской Империи. Дворец стал приданым его дочери Марии — после замужества владельцем усадьбы стал ее супруг Викентий Альфонсович Козелло-Поклевский.
Скорее всего, именно благодаря тестю Гатовский очень быстро погасил все кредиты, которые брал на строительство дома. Ведь Козелло-Поклевские были богатейшими людьми того времени. Отец счастливого тестя, Альфонс, сам был родом из Беларуси, и выбился из князей в олигархи. Сначала отучился, потом уехал вглубь империи искать счастья. Остатки семейного наследства Альфонс тратил не на азартные игры, а на убыточные мелкие предприятия, и каждое из них ставил их на ноги. Так что к началу 20 века семья Альфонса владел пароходной компанией, литейными и стеклянными заводами, золотыми, серебряными, медными, асбестовыми приисками и железными рудниками. Сказать, что Козелло-Поклевские не бедствовали, значит не сказать ничего. За семейством значилось полсотни домов, и дворец в Красном Береге был лишь небольшой строчкой в длинном списке их расходов.
Мария с Викентием не жили в усадьбе все время, приезжали на «погостить». Тем не менее, именно при этих хозяевах усадьба расцвела. Сегодня видна лишь часть роскоши того времени, но уже она ясно скажет вам, насколько красивое и богатое время видели эти стены.
Осмотр дворца начинается не с центрального холла, а с небольшого темного коридора. Так что сначала турист даже не подозревает, что его ждет. Но достаточно поднять голову, чтобы увидеть лепнину, имитирующую древесные ветки — в прежние времена их покрывало сусальное золото, которое просто-напросто соскребли во время революций.





Из зала в романском стиле вы попадаете в центральный холл. Идеальное время приезда — солнечный день и первая половина дня. Тогда зал буквально заиграет красками: солнце будет светить сквозь витражи на окнах и дверях и создавать в холле сказочную атмосферу. В лепные украшения «вплетены» обереги — бабочки, листья винограда и дуба, — так что внимательно смотрите по сторонам и подмечайте детали. На этом же этаже находится зимний сад, который (спасибо работникам музея) даже сейчас утопает в зелени, и игральная комната в стиле маньеризм. В ней стоят два камина. В отличие от многих своих собратьев, их сложили не из кафеля, а из бетона — по этой причине они и дожили до нашего времени в целости и сохранности.




Ни в коем случае не пройдите мимо арабского зала по соседству. В нем прячется кусочек мавритянской Гранады: на потолках резьба в точности воспроизводят украшения замка в Альгамбре.



На втором этаже расположились спальня хозяев и детей, а также несколько гостиных и картинная галерея.
К зданию примыкает парк. В нем еще можно разглядеть остатки старой подъездной дороги и тропинки для прогулок.





Козелло-Поклевские эмигрировали из страны, как только в 1917-м начались волнения. Дворец национализировали: он пережил и советскую власть, и немецкую оккупацию, побывал и госпиталем, и учебным корпусом, и несмотря на все чудесно сохранился. Кстати, по легенде, во время строительства в углы фундамента заложили по золотой монетке, и пока они на месте, с усадьбой ничего не случится.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем



