Саммит БРИКС в ЮАР разбивает стереотипы

Политиков больших держав встречают аутентичными песнями и плясками многоликой Африки. Что даже подчеркивает — это саммит альтернативной глобализации, где нет места однотипному мышлению, табуированному укладу жизни, гегемонизму. У этой встречи лидеров стран БРИКС — много символизма. Место проведения — ЮАР. Да, самая экономически развитая страна Африки, но также сполна испившая всю чашу соленых слез из-за «белого» плантатора. Это единственная африканская страна в клубе G 20. Это самая национально и даже расово разнообразная страна Африки. Витрина активной борьбы за права Африки — Нельсон Мандела — тоже связан с ЮАР.
Место проведения саммита БРИКС — Йоханнесбург — центр торговли золотом и алмазами, которые добывают в окрестных горах. А название мегаполиса — от производных имени Йохана Риссика и Йохана Юберта — первых градорубов. Похоже теперь глобальный Юг прорубает себе место, чтобы вместо лачуг обосноваться в фешенебельном доме мировой геополитики. Англосаксу придется потесниться. Как доллару и евро.
Еще советской дипломатической традиции было присуще сочувствие угнетенным народам и странам. Но БРИКС — это борьба не только за права Глобального Юга. Отнюдь. Это попытка уничтожить апартеиду в глобальном смысле слова.
Только вдумайтесь, мы же даже свыклись с эшелонированным разделением мира. Мы это спокойно изучали на уроках географии и употребляли в политологическом дискурсе: а что с нас возьмешь, стран второго и третьего мира. Неужто смирились?! Новые геополитические реалии напоминают восстание Спартака. А если копнуть глубоко, так ведь и было — патриции мирового политического истеблишмента разрабатывали оправдывающие свой гегемонизм теории, умело стравливали и манипулировали странами и политическими силами внутри государств, целые культуры порабощали своими ментальными концепциями. Теми, что никогда не позволили бы вырастить и воспитать Беларуси своего Скарину, России — нового Достоевского, а Европе — Леонардо да Винчи. Только Шваба, который сможет обосновать и «упаковать» самые нелепые маски на лицах современного человечества, гегемонизм англосакса и эксперименты из лаборатории по расчеловечению.
Кто-то должен это остановить. Иначе — крах планеты. БРИКС это может сделать. Пока мировая интеграционная площадка не позиционирует себя носителем новой глобальной идеологии. Но… идеологию определяют ценности. А ценности — они на поверхности. С уважением друг к другу. Отношения строятся на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. Пускай ты в вышиванке, хохломе или просто ярком рубище. Понятно, что я утрирую. За столом переговоров встречают «в галстуках». Задача ведь какая: найти общий и обоюдный интерес. Такую философию Пекин предлагал, продвигая «один пояс, один путь». Такие месседжи были у Кремля на евразийской площадке. Да, официальный Минск всегда пропагандировал: «интеграцию интеграций» от Лиссабона до Владивостока. Но еврозону «смыло» с такой глобализации. У хозяина с большого Белого дома или Букингменского дворца другое восприятие. Глобализация — это послушание. Кстати, места у камина нет даже для объединенной Европы. Кресло хозяина одно, от силы — два. И они заняты. Для европейцев довольно «боррелевского сада». А при большой геополитической буре так и останутся без защиты над головой. Хотя репутация «еврозоны» уже и так подмочена. Без доступного сырья, в их понимании «углеводородных колоний», образцовые капиталистические постулаты и его величество рынок дали сбой.
БРИКС — это будущее
Даже если мир полностью откажется от нефти и газа, батареям будут нужны элементы, которые есть в недрах Африки. Плодородные почвы, мировые запасы воды, леса — кладовая все западнее Буга и южнее Балтики. Так что Североатлантический альянс — мимо. Поэтому в нашем направлении и дует четырехлучевая роза ветров с расходящимися белыми линиями — символ НАТО. В общем, это напоминает мне пиратов. Не зря же англосаксов называют цивилизацией моря. Но ведут они себя как цивилизация урагана. Крошат и ломают.

БРИКС — достойный щит. Пятерка стран-основательниц (по первым буквам названий стран согласно международной транслитерации) Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР (South Africa) — это более четверти мировой поверхности суши и боле сорока процентов населения Земли. А четыре из пяти членов входят в десятку крупнейших государств мира по численности населения, по площади и ВВП. Коллективный Запад называет себя глобальной коалицией. Окститесь, БРИКС — глобальная коалиция. Пять — было в начале пути новой, альтернативной интеграции. На данный момент около 40 стран, которые прямо или косвенно проявили заинтересованность в присоединении к БРИКС, 23 из них официально подали заявки на вступление в блок.
Беларусь тоже тяготеет к БРИКС. Это ведь даже не периферийная и не региональная площадка. Это уже заявка на новую ООН. Без штаб-квартиры в Нью-Йорке. Ведь ООН, как мировая диалоговая площадка, постепенно продолжает исчерпывать кредит доверия. Секретариат все наглее и наглее навязывает проамериканскую повестку.
В конце июля глава государства принял с докладом постоянного представителя Беларуси в ООН Валентина Рыбакова. Дипломат отметил, что повестку Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности ООН задают сами государства. А попытки некоторых функционеров навязывать мнения и интересы определенных государств успеха не имеют. Но во внешней политике сложилась порочная практика — тон мировой повестке пытаются диктовать функционеры и чиновники нью-йоркской штаб-квартиры. Теперь ООН — это точно не инструмент легитимизации интересов определенных государств? Даже если нет. Или пока нет. Альтернатива лишней не будет. Сама философия западного мира требует вариативности. И в этом мировом плебисците все больше стран склоняются или присматриваются к БРИКС.
Сами лидеры пока лишь скромно говорят об экономическом нарративе, конкретно подчеркивают — сверхзадача не новый коллективный гегемон, а объединение ради защиты своих интересов. И четко предрекают — быть мировой дедолларизации. А если учесть прогнозы экспертов, экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Даже голливудской улыбкой не задрапировать кислые лица владельцев МВФ.
На нынешнем саммите БРИКС все чаще звучит необходимость заместить частную финансовую лавочку новым денежно-кредитным институтом. Сначала для стран БРИКС. Ведь действительно, когда-то смогли же договориться, что мировой валютой будет доллар. Почему бы сейчас не пересмотреть джентльменское соглашение.
Уходя — уходи
Чем бы страны не тешились, лишь бы свои центры сил не создавали. Поэтому всегда разделяли и властвовали. Страны, народы, страты. Сейчас в Вашингтоне пытаются разделить ШОС, создавая открыточные союзы типа США—Индия, проводя форумы типа Америка—Ближний Восток. БРИКС для США — это, по мнению помощника президента Соединенных Штатов, разнообразная группа стран, у которых есть разногласия по важнейшим вопросам в Индо-Тихоокеанском регионе. И за скобками звучит — эти разногласия мы будем подогревать.
Но вот только к этому сценарию сами страны уже готовы. Теперь не только в кулуарах, но и открыто на самой площадке транслируются подобные настроения. Анил Тригунаят, президент Индийской международной торгово-промышленной палаты, секретарь Ассоциации индийских дипломатов заявил:
— Из-за изменения мирового порядка мы находимся в условиях геополитических противоречий, распространения незападных взглядов, которые, как правило, пропагандируют или поддерживают страны БРИКС. Именно это привлекает другие страны. А это означает участие стран с разных континентов, включая богатые страны Персидского залива, что может превратить БРИКС в крупную экономическую и глобальную платформу, своего рода новую Большую Двадцатку.
Хочется сказать — смелее. Так, как на весь мир в 2022 году на День Победы завил наш Президент:
— Все попытки задушить нас делают только сильнее и воодушевляют других. Потому что на белорусов, россиян, которые снова ведут борьбу с этим мировым злом, смотрят миллиарды людей. Китай, Индия, страны Латинской Америки, Африки, арабские государства. От американской удавки устали все!
Снимаем. И… работаем.
Рекомендуем



