Меню

«Пассажир трамвая! Дышите глубже. Вы взволнованы…» Минскому трамваю — 95 лет

трамвай 1930 год
Фото: из фонда БГАКФФД. Новый двухвагонный трамвай ленинградского производства на 48 сидячих мест следует по маршруту в районе улицы Советской, Минск, весна 1930 г.

Эти сатирические строки, сказанные режиссером кинохроники в бессмертном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» в адрес актера массовки, якобы впервые едущего на трамвае, вполне отражали дух довоенного времени. Ввод необычного вида городского транспорта в эксплуатацию в 1920-е годы считался новшеством почти космического масштаба. Первый пробный пуск минского трамвая произошел в 20-х числах сентября 1929 года — скорее всего 23 числа, две линии («станция Товарная» — «Комаровка» в 13 остановок и «Вокзал» — «площадь Свободы» в 3 остановки) официально заработали с 13 октября. Уже в 1930-м линия была продлена до диспетчерской станции «Выставка» возле современного Парка Челюскинцев, а ДС «площадь Свободы» закрыли, чтобы нарастить линию до ДС «Сторожевка».

Момент первого испытательного пуска трамвая в Минске, В. Коляда, предположительно 24 сентября 1929 г.

Трамвай неслыханно разгрузил транспортное движение по улицам города, очень помог горожанам в передвижениях по столице БССР: в 1930 году красные вагончики перевезли 11 млн пассажиров, в 1932-м — уже 22! Исключая «провал» в развитии, случившийся в 1941 — 1944 годы, минское трамвайное движение динамично развивалось и разрасталось. Уже в октябре 1944-го вместе с городом трамвай стал вставать из руин: в Минск поступили новые вагоны, отстраивались депо и пути — и в мае 1945 года под трели звонков «коробочки» вновь побежали по улицам. С года Победы и далее трамвайное сообщение столицы Беларуси неуклонно развивается — строятся планы на новое расширение сети, успешно работает бесконтактная оплата, столичный трамвай конкурирует со своим витебским коллегой, то и дело лидируя по числу перевезенных пассажиров. Прошлое и настоящее трамвайного сообщения Минска — в собрании фонда Белорусского государственного фонда кинофотофонодокументов.

Первые недели работы трамвайного маршрута №1 «станция Товарная — Комаровка» в действии, ЦГАКФФД СССР, осень 1929 г.
Вагоны маршрута №1 «станция Товарная — Комаровка» в районе современной улицы Веры Хоружей, ЦГАКФФД СССР, весна 1932 г.
Прокладка дополнительной дистанции трамвайной линии по улице Володарского, Минск, 1933 г.
Разрушенные корпуса трамвайного парка в Минске у Комаровского рынка, ЦГАОР БССР, июнь 1941 г.
Сгоревшие трамваи у разрушенного депо в оккупированном врагом Минске, июль 1941 г. В остовах трамваях в августе 1941 г. спрятались несколько пригнанных на разбор завалов улиц Минска советских военнопленных, после чего, дождавшись ночи, они выбрались из города и соединились с партизанами. Остовы транспортных средств некоторое время служили подпольщикам Минска как неприметный тайник для передачи письменных разведдонесений — часть из них осталась стоять до освобождения столицы БССР в июле 1944 г.
Ремонт трамвайной линии на перекрестке улиц Урицкого и Володарского, Минск, Е. Лившиц, лето 1950 г.
Смена эпох: старая и новая модели трамвая, выпушенных на ПО «Белкоммунмаш», А. Матюшков, БелТА, июнь 2000 г.
Новая модель городского низкопольного трамвая УП «Белкоммунмаш», А. Ружечка, газета «Советская Белоруссия», Минск, июнь 2009 г.
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59