«Пассажир трамвая! Дышите глубже. Вы взволнованы…» Минскому трамваю — 95 лет
Эти сатирические строки, сказанные режиссером кинохроники в бессмертном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» в адрес актера массовки, якобы впервые едущего на трамвае, вполне отражали дух довоенного времени. Ввод необычного вида городского транспорта в эксплуатацию в 1920-е годы считался новшеством почти космического масштаба. Первый пробный пуск минского трамвая произошел в 20-х числах сентября 1929 года — скорее всего 23 числа, две линии («станция Товарная» — «Комаровка» в 13 остановок и «Вокзал» — «площадь Свободы» в 3 остановки) официально заработали с 13 октября. Уже в 1930-м линия была продлена до диспетчерской станции «Выставка» возле современного Парка Челюскинцев, а ДС «площадь Свободы» закрыли, чтобы нарастить линию до ДС «Сторожевка».
Трамвай неслыханно разгрузил транспортное движение по улицам города, очень помог горожанам в передвижениях по столице БССР: в 1930 году красные вагончики перевезли 11 млн пассажиров, в 1932-м — уже 22! Исключая «провал» в развитии, случившийся в 1941 — 1944 годы, минское трамвайное движение динамично развивалось и разрасталось. Уже в октябре 1944-го вместе с городом трамвай стал вставать из руин: в Минск поступили новые вагоны, отстраивались депо и пути — и в мае 1945 года под трели звонков «коробочки» вновь побежали по улицам. С года Победы и далее трамвайное сообщение столицы Беларуси неуклонно развивается — строятся планы на новое расширение сети, успешно работает бесконтактная оплата, столичный трамвай конкурирует со своим витебским коллегой, то и дело лидируя по числу перевезенных пассажиров. Прошлое и настоящее трамвайного сообщения Минска — в собрании фонда Белорусского государственного фонда кинофотофонодокументов.