Помещикам отдали землю, британцам — лес. Экономическое значение 17 сентября для белорусов
День народного единства для белорусов носит важный экономический характер. В 1939 году Западная Беларусь была освобождена от польской оккупации и эксплуатации. Западная Беларусь в годы польской оккупации подверглась жесткому разорению. Как режим Пилсудского разорял белорусские земли — приведем жесткие цифры статистики и семейные эмоциональные истории того времени. Рассуждаем, почему сейчас стоит ценить и беречь нашу суверенную экономику.
Беларусь 17 сентября отмечает День народного единства. Что значит с точки зрения экономики этот праздник?
Совершим краткий историко-экономический экскурс в начало XX века. В те годы режим Польши во главе с Юзефом Пилсудским якобы намеревался восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года.
Но в действительности режим вел классическую захватническую войну — оккупировал Минск, польские войска дошли до Бобруйска.
Банальное мародерство гражданского населения сменилось тотальным вывозом всех предприятий с белорусской территории. Так они поступили в отношении нашей известной «Борисовкой спичечной фабрики» — забрали все оборудование, здание взорвали.
После подписания Рижского договора в 1921 году Польше отошли земли Западной Беларуси площадью более 113 тысяч квадратных километров с населением свыше четырех с половиной миллионов человек.
Польский режим Пилсудского приступил к массовому разорению белорусов, выкачиванию наших ресурсов и жесткой эксплуатации рабочей силы (рабочий день — 12 часов; налоги — в 2 раза выше, чем до 1917 года; лечение платное и дорогое — 7-9 злотых).
Так, для примера, в 1924 году одно из британских акционерных обществ получило от польских властей права на вырубку леса в течение 10 лет в Беловежской пуще и на моей родной Гродненщине. С 1921 по 1936 годы площадь лесов в трех западнобелорусских воеводствах уменьшилась более чем на 400 тыс. гектаров.
Иными словами — поляки продали британцам наши леса, разорили их и уничтожили! Ничего не напоминает? Да, то же сейчас повторяется на Украине.
Власти Польши не инвестировали в инфраструктуру Западной Беларуси — отсутствовали пути сообщения. К 1938 году на 100 квадратных километров в Полесском воеводстве приходилось лишь два с половиной километра дорог с твердым покрытием. Для сравнения: в центральных воеводствах Польши — 30 километров.
Промышленность не развивалась. В сельском хозяйстве наблюдалось возвращение земель помещикам — они составляли только один процент от всего населения, а стали владеть восемьюдесятью тремя процентами всех земель (1% — 83%). Белорусские крестьяне страдали от малоземелья и безземелья.
Польский режим ликвидировал сервитуты — земли общего пользования. Леса стали принадлежать помещикам. Собирать грибы, ягоды и охотиться было запрещено.
Моя бабушка рассказывала… при «польском часе» в лес было не зайти. Однажды панский приказчик остановил их, деревенских детей, когда они шли из ягод с полными лукошками черники и приказал… все ему пересыпать, мол лес панский, это не ваши ягоды. Дети не растерялись, все высыпали… только на землю и подавили.
Кстати, бабушка при поляках так и не получила образование, и не научилась читать, с 7 лет пошла работать к пану и до конца своих лет расписывалась крестиком.
Как видим, любая оккупация — это разорение, нищета и отсталость! Можно смело констатировать: 17 сентября 1939 года стало воистину днем экономического освобождения белорусов.
Наша задача сейчас ценить и защищать Беларусь, суверенитет, независимость и наше… благосостояние.