Летящий дрон, езда без навигатора. Корреспондент МП — о нюансах отдыха в Крыму в 2025-м

Есть у меня такая устоявшаяся традиция, почти как у персонажей фильма «Ирония судьбы». Каждый сентябрь я езжу вкусить прелести бархатного сезона в Крыму. Свиданию с солнечной Тавридой в свое время не смогли помешать даже ковидные ограничения, впрочем, это отдельная история. А начиная с 2022 года, знакомые и коллеги спрашивают, не страшно ли мне ездить на полуостров, ведь он стал территорией, на которую наложили определенный отпечаток события СВО. Пока не остыли впечатления от поездки в сентябре 2025-го, попробую ответить в своей статье на этот вопрос и рассказать, каким я увидел Крым своими глазами в срезе текущей международной обстановки. И комфортно ли там отдыхать.
Крымский мост не снимать!
Пока в соседних с Крымом южных регионах постепенно возобновляют работу аэропорты (Геленджик, Краснодар), воздушная гавань Симферополя все еще находится в спячке. А в отсутствии авиасообщения для поездки на полуостров был выбран поезд. Конечно же, с проездом через Крымский мост. Учитывая особую стратегическую значимость этого объекта, некоторые ограничение касаются и пассажиров поездов.

При движении по Крымскому мосту пассажирам запрещается снимать фото и видео, перемещаться по вагонам, закрывается на это время и санузел. Об этом написано на табличках в вагоне, дублирует информацию и проводник. Какие будут последствия у тех, кто все же рискнет включить камеру телефона в этот момент, не говорилось. Но, вероятно, очень серьезные. Играть с судьбой никто из соседей по вагону не стал. Время непростое, лучше соблюдать правила.
На западном побережье есть перемены
Железнодорожный вокзал Симферополя, столицы региона, встретил кипящей городской жизнью, большим количеством приезжающих и ожидающих поездов туристов, привычными таксистами-зазывалами и, конечно же, ясным небом. Впрочем, если присмотреться, на всей этой безоблачной туристической картине все равно была видна определенная тень того, что время нынче неспокойное. То тут то там встречаются военные, вот в транспортном потоке мелькнул автобус с табличкой «Груз 200» на лобовом, вот на стенде торгового центра листовки, призывающие на военную службу по контракту. В очереди к кассам туристических достопримечательностей можно увидеть мужчин, достающих «корочки» участника СВО для покупки льготного билета.

Основной отпечаток СВО наложило на западное побережье Крыма. Именно там, судя по сводкам в новостной ленте, чаще всего сбиваются дроны ВСУ, а в акватории моря российскими военными периодически (опять же, из новостей) уничтожаются безэкипажные катера противника. Некоторые прибрежные достопримечательности мыса Тарханкут сейчас закрыты для посещения, как и курортный поселок Мирный, и любимое место отдыха «дикарей» песчаная коса Беляус. В Севастополе и окрестностях вдоль можно увидеть бомбоубежища, в магазинах и учреждениях — листовки с правилами поведения при атаке с воздуха.
Но все вышеперечисленное не означает, что побережье стало пустыней с военными декорациями. Да, там, где действительно (на северо-западе полуострова) опасно, власти закрыли доступ. Но там, где ситуация под контролем, вход туристам разрешен, а событийный календарь фестивалей, концертов, арт-проектов даже в сентябре поражает своей насыщенностью.

Севастополь, Евпатория и окрестные поселки по-прежнему пользуются высоким туристическим спросом.
Дрон пролетел над головой, а через мгновения его сбили
А теперь немного экстрима из личного опыта. В солнечный полдень тишину над палаточным лагерем на одном из пляжей нарушило едва уловимое гудение мотора в воздухе. Подняв голову вверх, я, как и другие отдыхающие, увидел небольшой такой черный самолетик. Непривычное к угрозам с неба сознание белоруса в первый момент повода для тревоги не увидело — вдруг кто-то авиамодели запускает. Но вскоре все стало предельно ясно: это был дрон, прилетевший явно не с мирными целями.
Пролетев буквально в паре десятков метров над нашими головами, летающий объект скрылся за близлежащим холмиком.
Через мгновения раздались звуки выстрелов, а затем внушительный хлопок взрыва, а из-за холма повалил дым — есть меткое попадание российских бойцов. Вот так я стал свидетелем без преувеличения эпизода боевых действий СВО — со стрельбой и взрывом. Съемок никаких в этот момент не вел (чего и вам не советую), просто поверьте на слово.

— Вот такие они, современные войны, — подытожил кто-то из соседей по палаточному лагерю. — Мужчины не лицом к лицу сражаются, а будто играют в опасные игры на расстоянии: одни запускают «самолетики», другие должны в него попасть.
Ну конечно, мы понимаем, что это касается беспилотных боев.
Кстати, если вы вдруг подумаете, что после этого все в панике стали собирать палатки и уезжать подальше от этого места, то ничего подобного. Некоторые тут же побежали вверх по холму, любопытствуя рассмотреть получше место происшествия. Эпизод вполне привычный, никакой паники, пляжный релакс продолжился.
Ночью тоже один раз стреляли, но где-то далеко. Я выглянул из палатки и увидел в темно-синем небе ярко-розовые дорожки трассирующих пуль. Как говорится, зрелище красивое, а ситуация — нет. Других моментов, где хотя бы косвенно надо было задуматься о безопасности, мне видеть не доводилось.
«Как жили, так и живем, а дроны только в новостях видим»
— А не страшно ли вам в связи со всеми этими событиями? — задаю прямой вопрос девушке-барберу в завязавшейся беседе во время сеанса красоты.

— А чего вдруг страшно? — собеседница, кажется, и вопрос не совсем поняла. — Как жили, так и живем. Ну есть какие-то ограничение в интернете, в навигации, бомбоубежища где-то поставили. Но про сбитые дроны, в основном, сами в новостях читаем, а воочию не каждый крымчанин даже что-то подобное видел. Продолжаем жить: водим детей в школы, ходим на работу, ездим на любимые пляжи в свободное время.
Навигатор постоянно отправлял в море
Если вы будете в Симферополе или другом большом городе полуострова, то не удивляйтесь, что ваш верный друг навигатор в телефоне показывает ваше местоположение… где-то в море. Ваш телефон не сломался и не перегрелся. Просто в некоторых районах Крыма GPS-координаты отображаются не совсем корректно или вовсе не отображаются. Не исключено, что это одна актуальных из мер безопасности.

По Крыму мы перемещались на арендованном автомобиле, и поначалу фактор отсутствия навигатора огорчил. Особенно учитывая архитектурную какофонию улиц и переулков крымской столицы. Пришлось вспоминать, как ориентироваться по указателям улиц и дорожным знакам — хорошая разминочка для мозга и повод задуматься о том, как технический прогресс делает нас немного беспомощными, заставляет забыть о доступных ресурсах сознания. Ведь ездили же до навигаторов люди по указателям и успешно справлялись.
Едут ли сейчас в Крым? Конечно, да!
Дабы не нагнетать тревогу и не делать вид, что все плохо, пожалуй, остановлюсь на перечислении штрихов к картине «Крым в период СВО». Возможно, это мой слишком пытливый к деталям журналистский взгляд и слишком расслабленный мирным небом Беларуси ум остро подмечает отдельные непривычные особенности, для многих россиян ставшие элементами обыденности. В Крым приезжают не страдать по поводу отдельных ограничений, а совсем с другой целью. По всему полуострову в начале сентября царит знакомая многим еще с советских времен беззаботная туристическая жизнь, солнечная атмосфера отдыха и вдохновения.

Даже в бархатный сезон пляжи плотно заполнены отдыхающими. На набережных Ялты, Судака, Феодосии кипит шумная и веселая жизнь. Проводятся фестивали, концерты, балы, работают аквапарки и дельфинарии. Экскурсии в горы, конные прогулки, джип-туры собирают аншлаги, а в кассы прекрасных дворцов крымского южнобережья выстраиваются очереди. Рестораны, кофейни, пекарни влекут ароматными запахами. Курсирует общественный транспорт. А вдоль дорог продают сочные персики, инжир, кизил и виноград. А за всем этим наблюдают свысока жаркое солнце Тавриды и каменные великаны гор.
Жизнь в Крыму продолжается, курортная в том числе. Руководство региона держит ситуацию под контролем, налажено оперативное информирование населения первыми лицами региона о чрезвычайных ситуациях и необходимых мерах безопасности. Есть даже отдельный телеграм-канал, в котором в режиме реального времени можно узнать о количестве автомобиле в очереди на Крымский мост с обеих сторон.

Турпоток в Крым превысил 5,3 миллиона человек в период с января по август 2025 года. За три летних месяца на курортах полуострова отдохнули 3,7 миллиона человек — это на 15% выше показателя 2024 года. Такую статистику привел глава Крыма Сергей Аксенов в своем телеграм-канале, ссылаясь на данные Министерства курортов и туризма Республики Крым.
Подведем итоги. Назвать ситуацию в Крыму абсолютно безопасной нельзя. Но в то же время поток любителей крымских фруктов, шоколадного загара и целебного климата растет по сравнению с прошлым годом, а курортная жизнь не останавливает свой привычный ритм. Достойны ли уникальные крымские красоты и туристические удовольствия того, чтобы добавить в поездку небольшой фактор риска и стресса, каждый решит для себя сам.

Рекомендуем
