«Кулак бога войны» в боях за Беларусь 1943-1944 гг. Вспомнили «гаубичный спецназ» времен ВОВ
Освобождение Беларуси в дни Великой Отечественной началось еще осенью 1943-го — с ее восточных окраин. Не обошлись первые шаги советских воинов по землям республики и без нового оружия, которого вызволяемым от оккупации белорусам и в глаза-то пока не приходилось видеть… Один из таких образцов вооружения — 152-мм гаубица Д‑1 образца 1943 года — не просто превосходила своих современниц в важных тактико-технических характеристиках, но и идеально вписывалась в реалии войны конца 1943-го.
Речь – о взломе вражеской обороны, мобильности при следовании за вошедшими в прорыв механизированными частями, а главное – о скором передвижении по раскисшей от непогоды и снега местности… В преддверии грядущего Дня ракетных войск и артиллерии мы вспоминаем о боевых буднях этого знакового оружия Красной Армии.
Где вы, парни с крутыми пушками?
…Начало 1943-го. Советский военпром уже более года не выпускает самую ходовую гаубицу корпусного звена – 152-мм М-10 образца 1938 года. Одни заводы были переориентированы на сходную продукцию, другие потеряли часть своих мощностей при эвакуации. К тому же тяжелые потери войск западных военных округов привели к тому, что тягачи, транспортировавшие М-10, были по большей части утеряны. А тянуть махину в несколько тонн первый попавшийся под руку трактор не мог.
В арсенале у Красной Армии были и другие корпусные орудия этого же калибра. Но отличная гаубица МЛ-20 образца 1937 года была очень тяжела (7,2 тонны!). Многие образцы являлись орудиями царских времен, достигшими предела в модернизации… 152-миллиметровая НМ была больше мортирой, чем гаубицей, а Бр-2 имела медленный гусеничный ход. В обороне все эти «монстры» были хороши, но не в наступлении. А ведь перелом в войне уже наступил, и от Красной Армии ожидали скорого продвижения на запад… Как же это возможно без нового орудия, расчищающего дорогу войскам? Логика второй половины Великой Отечественной войны ставила вопрос о появлении своего рода мобильного «гаубичного спецназа» – пушек, что пройдут где угодно и разрушат что угодно! Вопрос проходимости стоял особо остро – полоса наступления от юга Полесья до Балтики изобиловала песками, болотами, речушками с вязкими берегами. Не менее важна была компактность и относительная легкость новой пушки. Ее должны были возить не только советские тягачи типа «Сталинец-2», «Ворошиловец», «Коминтерн» (которых было много — сотни каждого наименования, но из-за потерь 1941 — 1942 годов все же недостаточно), но и трехосные грузовики, в особенности многочисленные американские US6 «Студебеккер» и использовавшаяся в качестве легкого тягача бронетехника, например, типа американского M3 Scout Car.
Зачем же была такая мобильность возимых гаубиц, спросит читатель? Не олимпийские же скорости им покорять!? Новая гаубица планировалась не просто для разрушения укреплений врага, но и для закрепления взявших ее развалины советских частей на новых позициях. Взломали наши вражескую оборону в каком-то участке, пустили в прорыв танки, а следом, не отставая, мчится транспорт с прицепленными к нему пушками! Облюбовали пушкари удобную позицию – и быстро развернули батарею в помощь рвущимся дальше войскам, а также для отражения контратак врага, старающегося купировать прорыв красноармейцев. Тут-то и нужна легкость, скорость, мобильность, всепроходимость, мощь, заключенные в одной (!) артсистеме.
Когда о «Lego» еще и не слыхали…
К тому времени инженеры советского оборонпрома накопили большой опыт. Массу универсальных конструктивных деталей к орудиям разного калибра, заготовок под них можно было реализовать в новом проекте. Им и стала Д-1 образца 1943 года. По данным историка Александра Широкорада, в конце 1942-го — начале 1943 года ОКБ-9 Федора Петрова, понимая потребности Красной Армии, спроектировало Д-1 по собственному почину. На перспективу! По другим источникам (Виктор Шунков, «Артиллерия», 2001 год), сверху спустили соответствующую задачу коллективу инженеров-оружейников Петрова. В считаные месяцы части разных пушек (ствольная группа от М-10, лафет от 122-мм М-30, двухкамерный дульный тормоз для будущих САУ) были новаторски совмещены. Будто конструктор! Работы по прототипу Д-1 к апрелю 1943-го завершили. Уже 5 мая две гаубицы отстрелялись на полигоне, 7-го были рекомендованы к принятию на вооружение, что и случилось 8 августа 1943 года согласно постановлению Государственного комитета обороны СССР.
Новая гаубица кардинально выигрывала в массе у самой многочисленной сопоставимой немецкой 15 cm s.FH.18 – в 1,5 раза, но была всего на 140 кг тяжелее 15 сm s.FH.36. В максимальной дальнобойности – 12.400 метров – Д-1 уступала немецкой 15 cm s.FH.18 и итальянской da 149/19 на 1 и 3 км соответственно, чуть-чуть превосходя японскую Тип 96. Но с «итальянкой» и «японкой» нашим войскам сталкиваться почти не приходилось, а превосходство германской гаубицы в дальнобойности (на 1.000 метров) было несущественно. На максимальных дистанциях дуэли не велись по причине слишком большого разброса снарядов и невозможности результативной корректировки огня — взрывов наблюдателям попросту не было видно. Эффективность вражеских «глаз» — самолета-разведчика FW‑189 («рама») — была к 1944 году сведена нашей авиацией до минимума.
Пути снарядов неисповедимы или Плотность огня, что привела нас к победе!
В войска попали и были применены в боях около 500 единиц орудий (всего произведено – 2.827). К 1 января 1944 года количество Д-1 равнялось семи процентам от всех 152-мм орудий Красной Армии, но к 1 января 1945-го их насчитывалось уже 19 процентов (каждая пятая!). Эта цифра позволила существенно усилить артиллерийскую группировку наступающих фронтов на особо важных участках. Д-1 поступила на вооружение корпусной артиллерии и частей Резерва Верховного главнокомандования, служа в артполках пятибатарейного состава.
По-настоящему гаубица проявила себя именно с весны-лета 1944 года: в частях уже было накоплено весомое количество единиц. К этому времени военпром окончательно преодолел проблемы с выпуском боеприпасов. Именно с поздней весны (с Крымской операции апреля-мая 1944-го) предпоследнего года войны наши орудия калибра 152-мм смогли выстреливать около 86 тысяч снарядов в месяц (Д-1 – около 190 тысяч за весь 1944-й), уточняет издание «Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Красная Армия наконец-то обошла вермахт по интенсивности огня не локально, а на всех участках советско-германского фронта одновременно. Этого-то он и не выдержал — и Восточный фронт немцев, их сателлитов предсказуемо посыпался, а рейх зажился всего на год — до мая 1945-го.
Кроме преодоления «снарядного голода», улучшения обученности кадров в артчастях и увеличения в них необходимого количества вооружения, были и другие полезные факторы, сыгравшие на руку артиллеристам, вооруженным Д-1. Речь о средствах технического усиления артиллерии. О них не без гордости писал в своих мемуарах «Под грохот сотен батарей» (1974 год) участник освобождения Беларуси Герой Советского Союза генерал-полковник артиллерии Николай Хлебников: «…Артиллерийских разведывательных дивизионов в нашем распоряжении появилось столько, что они обеспечивали разведку целей во всех необходимых направлениях. Звуковые батареи имели на вооружении отличную звуковую артиллерийскую станцию СЧЗМ-3, устойчивую в работе при любой погоде и в любой местности. …Целый полк разведывательно-корректировочной авиации — 206-й окрап и еще 7-й воздухоплавательный дивизион аэростатов наблюдения». Особая строка в воспоминаниях посвящены героине этого материала: «Поступила в войска и более мощная, подвижная, чем прежняя, 152-мм гаубица Д-1. Все эти и многие другие средства разведки, дополняя друг друга, позволяли нам до деталей вскрывать оборону противника, его огневую систему, артиллерийские группировки. Так было и во время подготовки операции «Багратион», когда нам удалось установить, что в полосе прорыва у фашистов на главных направлениях на каждый километр фронта имелось в среднем по 50 орудий и минометов. В дальнейшем бригада Чапаева действовала отлично. Она хорошо помогла пехоте и в уличных боях. 152-мм пушки-гаубицы бригады, поставленные на прямую наводку, разбивали прочные оборонительные сооружения противника. За успешные действия в Витебско-Полоцкой операции 64-я пушечная артбригада была награждена орденом Красного Знамени, а ее 1304-й артполк удостоился почетного наименования Полоцкого».
Освободители-артиллеристы вспоминают…
Не умолчал о Д-1 и ее роли в боях и Герой Советского Союза Главный маршал артиллерии Николай Воронов: «У нас появилась новая 152-миллиметровая гаубица образца 1943 года. В связи с переходом Красной Армии к большим наступательным операциям потребовались новые орудия… Именно такой оказалась хорошо встреченная в войсках новая, облегченная… гаубица» («На службе военной», 1962).
Воспоминания Василия Казакова «Артиллерия, огонь! Записки маршала артиллерии» – настоящий гимн пушкарям, позволившим раскрыться мобильности Д-1: ««…Район, где мы расположились, казалось, никак не подходил для наступления: болота с замшелыми кустарниками и лес. Даже воздух пахнет сыростью. Солдаты и офицеры знают, что Пинские болота непроходимы для людей, а для артиллерии тем более.
— Как же мы будем пробираться по таким топям без дорог? – спрашивали артиллеристы офицеров.
— В истории не было такого, — говорили местные старожилы, — чтобы по этим местам проходили войска.
Но командование все же решило нанести по врагу удар в том месте, где он его не ожидает. А потому всем трудностям наперекор, отбрасывая все представления о возможностях человеческих усилий, надо было преодолеть Пинские болота.
Началась активная подготовка. Особая забота у артиллеристов была о переправочных средствах. Все, что можно было иметь из подручных материалов, мы заготовили и затем хорошо использовали. В результате активных и дружных боевых действий стрелковые подразделения овладели плацдармом и опорными пунктами на левом берегу Припяти. Мы шли ночью и днем, в условиях полного бездорожья. Прокладка колонных путей происходила в неимоверно трудных условиях, так как подразделения были совершенно лишены возможности маневрировать.
Все, кто был хоть немного свободен, участвовали в дорожных работах. За время пути было израсходовано сотни тонн подручных материалов. Это – неимоверно тяжелый, изнурительный путь. Героями перехода были все воины, показавшие неслыханную выносливость и неиссякаемую трудоспособность».
Спасением Д-1 (и сходные образцы артсистем того же калибра) стали и от пресловутых «Тигров», писал участник боев осени 1943-го — зимы 1944 года в Беларуси И.А. Толконюк в своем труде «Раны заживают медленно»: «У немцев здесь впервые появились новые тяжелые танки «Тигры», неуязвимые для нашей противотанковой артиллерии малых и средних калибров. «Тигры» с больших расстояний запросто поражали наши танки из своих мощных орудий. Пришлось выискивать методы и средства борьбы с этими стальными громадинами. Появилась мысль, не помню, по чьей инициативе, ставить на прямую наводку вблизи переднего края 122-мм пушки, 152-мм гаубицы и 152-мм гаубицы-пушки, предназначавшиеся только для стрельбы с закрытых огневых позиций. Первая же практика показала, что это единственное надежное средство против злополучных «Тигров». Но орудия тяжелой артиллерии можно было выводить на огневые позиции, приближенные к переднему краю, только по ночам и тщательно маскировать до наступления рассвета…».
Буквально подавляя врага точным огнем, Д-1 несли малые безвозвратные потери: менее 10 единиц в 1943-м, менее 20 – в 1944-м, менее 15 – в 1945 году.
Факты
- Гаубица получилось легкой — 3 600 кг — и в то же время не потеряла в мощности. Таблицы стрельбы свидетельствуют: бетонобойный снаряд 53-БП-540 проникал в стенку дота (дистанция — 1 км) на 80 см и разрывался, пробивая 114 см железобетона!
- В стане врага гаубицу довольно скоро прозвали «Кулак бога войны» или «Кулак Сталина».
- В считаные месяцы советскими инженерами части разных пушек (ствольная группа от М-10, лафет от 122-мм М-30, двухкамерный дульный тормоз для будущих САУ) были новаторски совмещены в проекте гаубицы Д-1.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!