Неутолимая жажда. Почему кровь входит в топ экспортных товаров стран Запада
В это трудно поверить, тем не менее, это так: в ТОП-10 экспортных товаров многих ведущих стран Запада входит (!) кровь…
Наряду с чипами и разнообразной микроэлектроникой, продовольствием, продукцией ВПК и топливоэнергетическими ресурсами человеческая кровь (и компоненты крови) прочно прописалась в числе самых ликвидных из продаваемых за рубеж товаров. А для того, чтобы тебе, читатель, порядок цифр международного кровавого бизнеса был более понятен, — несколько примеров. Начнем, пожалуй, с любимых нами США, которые со времен Линкольна и Вашингтона выступают мерилом всех мерил — что в демократии, что в ведении бизнеса. Придумывать при этом мы ничего не будем, как не будем ссылаться ни на блогеров, ни на майнеров. Ссылаться мы будем лишь на официальные данные самых официальных структур. Итак…
Кровь так и хлещет!
По данным Comtrade (Статистический отдел ООН), экспорт товаров группы «30» («Фармацевтическая продукция») из США в 2023 году достиг 90 млрд USD. С учетом того, что весь экспорт из США в 2023 году равнялся 2,01 трлн USD, — это 4,47% от всего экспорта товаров из США.
Но понятие «фармацевтическая продукция» — слишком широкое. Поэтому выдавим по капле из нее непосредственно кровь (код 3002: кровь человеческая; кровь животных, приготовленная для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целях; сыворотки иммунные, фракции крови прочие и иммунологические продукты, модифицированные или немодифицированные, вакцины, токсины, культуры микроорганизмов (кроме дрожжей) и другие аналогичные продукты), на которую пришлись 55% всего «фармэкспорта». Это почти 2,5% от всего экспорта США!
Поэтому, когда ты, читатель, читаешь где-то про то, что «мировой рынок крови в каком-то там году составил 40 (48, 54 и т.д.) млрд USD в каком-то там году, — смело плюйте и растирайте. На 49 млрд USD в прошлом году было продано крови всего одним государством.
Но США — большие. Там все более-менее прибыльное масштабируется и ставится на поток. Обратимся к кому-нибудь поменьше. Например, к Дании. Вполне, себе небольшая по меркам Европы страна на юге Скандинавии. По населению (около 6 млн) она, считай, на 30% меньше Беларуси. При этом умудрилась в прошлом году продать крови (и компонентов) на (!) 4,7 млрд USD. Это почти 3,5% всего датского экспорта. Весь холдинг МТЗ (огромные площади, десятки тысяч работающих, тысячи контрагентов по всему континенту и пр.) наторговал в прошлом году на миллиард USD (даже меньше). А тут — никаких мучений: девять десятков пунктов заготовки крови (в Беларуси таких 37); не надо за сырьем мотаться за тысячи километров, как МТЗ в Россию. Более того, сырье само (в смысле, доноры) приходят к тебе ради напитков и сытного обеда (материальных выплат донор в Дании не получает).
Зато показательным примером для нас будет Ирландия, продавшая в 2022 году за рубеж крови почти на 690 млн USD. Но уже в следующем (2023 году) страна откровенно просела, и полнокровная река усохла до масштабов ручейка — всего на 77 млн USD было продано крови и ее компонентов датчанами. Хотя было время (2020), когда Ирландия умудрилась продать за рубеж крови (и компонентов) аж на 2,6 млрд USD.
Экспорт крови и компонентов странами (по коду 3002)
Страна | Население | Объем экспорта крови (компонентов крови) |
США | 346 млн. | 49 млрд.USD |
Дания | 5,9 млн. | 4,7 млрд.USD |
Ирландия | 5,4 млн. | 77 млн. USD |
Великобритания | 68 млн. | 6,9 млрд. USD |
Германия | 85 млн. | 46 млрд. USD |
Франция | 68 млн. | 168 млн. USD |
Китай | 1,4 млрд | 12,2 млн. USD |
Нидерланды | 17,9 млн. | 12,1 млрд. USD |
Италия | 60,6 млн. | 11,8 млрд USD |
Польша | 40,2 млн. | 1,45 млрд. USD |
Понятно, что код международной торговли 3002 достаточно обширен, включая в себя, помимо самой крови и ее компонентов, кучу всего остального (и даже кровь животных), тем не менее, факт остается фактом: бизнес на крови, просевший за годы пандемии не менее чем на 10%, вновь на подъеме. И демонстрирует рост, который всяким там «тракторам», «самолетам» и «бриллиантам» даже близко не снился. Мировой объем торговли кровью (и компонентами) бьет все рекорды; при прогнозах роста, начиная с 2021 года, в 1,5-1.8% в год, рынок ежегодно прибавляет от 8%. Благо не только горячих точек по миру становится все больше, но и вовлеченных в них стран. К примеру, на Украине с 2014 года существует правило, согласно которому в контрактах «цивилизованных» наемников (немцы, французы, американцы, канадцы и пр.) их экстренный вывоз с поля боя, медицинская помощь, операция и пр. прописываются по умолчанию. На каждого такого наемника в ближайшем от ЛБС тылу располагается мобильный «банк крови». В ожидании реципиента…
Ежедневные потребности Китая в крови составляют 4 тыс. т, но при этом количество доноров значительно ниже рекомендуемых показателей ВОЗ. В КНР — около 80 доноров на каждые 10 тысяч человек, ВОЗ рекомендует — не ниже 454 на 10 тысяч.
Что касается мизерного «кровяного» экспорта из Китая, то объясняется он просто: в Китае китайцы не особо любят сдавать кровь. Скорей, наоборот. Давать (тем более «дарить», от чего и произошло слово «донор») — это не про китайцев. Если они что-то дарят, то всегда просят подарить и им что-нибудь взамен. Привлекать к сдаче крови доноров в Китае довольно успешно удается при помощи донорских ваучеров на процедуры, связанные с переливанием крови, которая для всех — платная. Но если ты сдашь кровь, то получишь документ, который позволит сделать переливание крови бесплатным. А если сдашь много (про объемы не будем), то сертификатом смогут воспользоваться в том числе и родственники донора.
Так что теперь понятно, почему большие объемы крови Китай импортирует…
Бесплатный ли сыр?
Какова реальная стоимость человеческой крови, никто вам (и нам) не скажет; «бесценными» 5-6 литров жидкости считаются потому, что от них напрямую зависит наша жизнь. А вот опосредованный расчет стоимости крови (и компонентов), идущей на экспорт, подсчитать можно.
К примеру, 20 августа 2021 года на БУТБ было продано 224 кг деривата плазмы крови человека за 68 тыс. долларов. В пересчете на американскую валюту, — это 303,5 доллара за 1 кг. Сегодня, кстати, плазма крови человека в мире с 420-450 за 1 кг только-только начинает торговаться.
Апеллировать при этом к суммам, которые получают доноры плазмы в центрах сдачи крови, — бессмысленно. Мол, мало дают. Тем более, что в Беларуси дают — много.
К примеру, по тарифам белорусского РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий за 100 мл плазмы положены 139 рублей (более 42 долларов). То есть килограмм плазмы обошелся бы научно-практическому центру в 1390 рублей (более 420 долларов) только на выплатах донору.
Но на стоимость влияет и множество других факторов, таких как— расходные материалы, обследования доноров (на антиэритроцитарные антигены, на вирусы ВИЧ, на гепатиты и т.д.), работа медперсонала, хранение (крови и компонентов) в холодильниках и пр. и пр. Более того. Даже бесплатные для доноров напитки и еда в медицинских центрах прилично добавляют к себестоимости взятой у донора крови. Другими словами, отсутствие каких бы то ни было выплат донорам крови существует в 57 странах мира, при этом бонусы и плюшки доноры все равно везде получают. О том, что доноры в богатых странах рады поделиться своей кровью с кем-нибудь — миф. Полное отсутствие каких бы то ни было выплат донорам опровергает даже испанская корпорация Grifols со своим многомиллиардным бизнесом на крови.
Grifols имеет донорские центры в 32 штатах США, при этом располагает их в т.н. «бедных» районах. На Манхеттене их не найдешь. Кровь (Grifols специализируется в основном на плазме) сдают малоимущие американцы и студенты, которым необходимо гасить какой-нибудь образовательный кредит. То есть донорство (той же плазмы) становится единственным источником дохода. В месяц на таком «приработке» можно заработать порядка 200 долларов. Плюс-минус… А с учетом того, что (по данным ООН), в США около 40 млн. человек живут в бедности, более 18 млн — в крайней нищете, доноров в США — безумно много. Главное — правильно разместить центры забора крови. К чему мы об этом говорим? Да к тому, чтобы разбить очередной миф.
Действительно, из 120 млн случаев сдачи крови ежегодно во всем мире 40% собираются в странах с высоким уровнем дохода, в которых проживет всего 16% населения мира. При этом никто почему-то не говорит, что в странах с высоким уровнем дохода живут люди с низким доходом. Вот они и есть основные доноры.
Вот перед нами — Германия. Локомотив Европы. Здесь можно сдать кровь как в центрах Немецкого Красного креста, так и в больницах и университетских клиниках. В Германии организацией донорства занимается Немецкий Красный Крест. В Кресте — все бесплатно. «Плюшки» для доноров, разве что в виде бесплатного определения группы крови и быстрого анализа крови, ведущего к контролю общего состояния здоровья. Ну и чашка кофе с парой бутербродов. Поэтому на Красный Крест мало кто реагирует. Основная потребность страны в крови восполняется в основном за счет больниц и университетских клиник, где за порцию крови можно получить 20-30 евро, а за порцию плазмы или тромбоцитов — 30-40 евро. С учетом того, что плазму в Германии можно сдавать раз в каждые две недели, по итогу года можно заработать под 1000 и более евро. Но в берлинской университетской больнице «Шарите» членов совета учредителей Дойче банка или Фарбен индустри — не увидите.
Но наводить тень на плетень мы не будем. В мире много доноров действительно бескорыстных, желающих оказать посильную помощь тем, кому эта помощь нужна. К сожалению, данный материал — не о них.