Меню

Грань между игрой и преступлением. Почему копыльский педофил оставался безнаказанным более 10 лет?

Грань между игрой и преступлением. Почему копыльский педофил оставался безнаказанным более 10 лет?
Фото: из открытых источников, носит иллюстративный характер

Страшное слово «педофил», возможно, и по сей день не сходит с языка многих жителей небольшого областного городка Копыля. В свое время новость поразила всех — задержан учитель музыки. Десятки малолетних жертв. Страшно? Конечно. Но еще страшнее то, что взрослые не обращали внимания на «звоночки» более десяти лет — пока «звоночки» не превратились в «набат».

Безобидные «обнимашки»?

История этого преступления, как установило следствие, начиналась в далеком 2007 году. Но никто, к сожалению, не поручится, что не раньше, ведь судить можно лишь по показаниям потерпевших, и первая жертва рассказывает именно о 2007-м.

Учитель музыки, женатый мужчина в самом расцвете сил (сейчас ему чуть за 50) имел странную привычку — любил прижать своих маленьких воспитанниц к себе, как бы случайно подняв юбочку, обнять, пощекотать за бочок, будто играя. Большего себе не позволял, но и от таких выражений чувств родители беспокоились, когда дочери рассказывали, как их «балует» учитель. Естественно, особенно беспокойные обратились в администрацию школы. И получили ответ, что все беспокойства напрасны, учитель прекрасен, он просто очень любит детей, и дети, кстати, его тоже очень любят. И вообще, пощекотать — не преступление. Что ж теперь, не дотронутся учителю до ребенка что ли…

Родители, озадаченные, уходили. Но разбираться серьезно никто не стал, до милиции не добрался. В конце концов, просто щекочет ведь, границы дозволенного не переходит.

Или переходит?

Грань преступления

Чтобы четко очертить эти самые границы дозволенного обратимся к Уголовному Кодексу Республики Беларусь. Раздел VII. Глава 20: Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы. Итак, изнасилований, очевидно, не было — это в дальнейшем будет доказано.  Но явно были «насильственные действия сексуального характера» К ним, как поясняется в комментариях к УК РБ, относятся «все другие (помимо мужеложства и лесбиянства) нетрадиционные виды удовлетворения половой потребности». Всем пострадавшим девочкам меньше 14 лет, соответственно в нашем случае применима статья 167 — половое сношение и иные действия сексуального характера в отношении заведомо малолетнего. Но как доказать, что детские юбочки задирались не случайно? Что щекотал этот мерзавец детей не из-за теплых отеческих чувств, а с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей? Забегая вперед, скажу — сотрудниками милиции были найдены видео и фото-изображения. Более полутора тысяч скринов-фотографий, по которым совершенно однозначно понятно, что и юбочки не сами вверх ползли, и руки у учителя были отнюдь не там, где должны были быть. А со временем мерзавец, понимая, что остается ненаказанным долгое время, изобрел новый способ лезть к детскому телу — он клал руку на живот, якобы проверяя дыхание ученицы во время пения. Затем рука сползала ниже.

За 2021-2023 (сентябрь) гг. по ст. 166-171.1; 181,182, 343.1 УК РБ всего было возбуждено 629 уголовных дел.

Сексуальный подтекст

Он долгие годы скрыто снимал на видео свои «приступы нежности», ведь тайно делать фото сложно. Далее самые «интересные» моменты он фиксировал на скриншотах, которые и использовал для «своих нужд». Эти файлы и есть главное доказательство вины мужчины. Именно их наличие доказывает, что его, на первый взгляд, безобидные действия имели сексуальную подоплеку.

Еще один сценарий или, если хотите, грань такого рода преступлений: «Ты очень умная для своего возраста. Я никогда не встречал подобных тебе» — подобные слова может услышать молодая девушка от взрослого человека. Со временем девочка начинает думать, что с этим взрослым у нее «особая связь». Он кажется единственным, кто способен по-настоящему понять ее, оценить ее качества по достоинству. Девушка влюбляется и уже, возможно, готова вступить в сексуальные отношения с этим человеком. А ведь он только этого он и добивался.  И за этим вариантом развития сюжета скрывается насилие. Такой процесс выстраивания доверительных отношений с детьми и подростками часто преследует низменную цель — сексуальную эксплуатацию. Само по себе выстраивание близких отношений, естественно, хороший процесс, однако для недобросовестных людей — это способ манипуляции.

— В 2022 году в правоохранительные органы поступила информация о его этих «деяниях», — рассказывает мне заместитель начальника отдела СУ Управления Следственного комитета Республики Беларусь по Минской области Александр Булычев.

Неужели все же кто-то из родителей, наплевав на сплетни и пересуды — пороки, чаще приписываемые малым населенным пунктам, нашел в себе силы защитить своего ребенка? Но, как поступила информация, от кого — следователь не уточняет.

Девочка

— Данный вид преступлений относится к категории особо тяжких — конечно же мы сразу начали проверять. Все стало понятно, когда изъяли личный компьютер этого «учителя». Пришлось потрудится конечно, он, видимо, звериным чутьем своим почуял, что расплата близко — все тщательно подчистил. Данные мы восстановили: много-много скриншотов, где он прижимает к себе девочек, юбки задраны будто случайно наверх, видны детские ягодицы. Есть и множество видео файлов.

Количество потерпевших за период 2021-2023 (сентябрь) гг. по ст. 166-171.1; 181,182, 343.1 УК РБ — 407 несовершеннолетних.

Александр несколько раз кликает мышкой и перед моими глазами начинают мелькать фото. Не могу смотреть, отворачиваюсь.

— Сложно было установить жертв, — продолжает следователь и, видя мою реакцию, поворачивает к себе монитор. — Я более полугода работал над этим делом. Не буду раскрывать подробности следствия, но ведь многие выросли уже и плохо помнили то, что творил этот «учитель». Многие говорили, что мы ошиблись, и с ними лично ничего такого не происходило, хотя было достоверно установлено, что на видео и фото именно они. А некоторые просто не видели ничего плохого в действиях мужчины.

— Да, и такое было, — замечая мой изумленный взгляд, кивает Александр. — Более сорока жертв установлено, они дали показания.

— А мерзавец этот признался? — интересуюсь я.

— Исчерпывающая доказательная база по делу собрана. Дело в суде.

— Но почему руководство школы ничего не предпринимало столько лет?! Один директор, второй директор, жалобы детей, жалобы родителей! — не получается сдержать эмоции у меня.

— Могу сказать лишь то, — качает головой следователь, — что в отношении руководства выделено отдельное делопроизводство. Их действиям будет дана правовая оценка. Этим уже занимаются правоохранители.

Конечно, оценку действиям, а вернее, бездействию администрации учебного заведения компетентные органы дадут. Но меня продолжает мучить осознание того, что жертв могло быть несоизмеримо меньше, если бы взрослые вовремя обратились в милицию. Почему о странных «играх» учителя молчат полтора десятилетия, а о переломе руки, например, в стенах учебного заведения уведомляют сразу же? Неужели пункт об уведомлении правоохранителей в случае определенных подозрений отсутствует в должностных обязанностях руководства? И не стоит ли такой пункт добавить в случае его отсутствия? Ведь заявляют же медики в милицию, видя синяки у ребенка при осмотре!

ребенок

Вопросов больше, чем ответов

Одно ясно точно — мерзавец на данный момент за решеткой. Сколько он там пробудет — решит суд. Дело слушается в закрытом режиме, потому что участие в процессе принимают несовершеннолетние. Что же касается морального и психоэмоционального вреда, нанесенного детям — оценить его никто не возьмется. Не будут ли в дальнейшем девочки бояться мужчин, не отразится ли произошедшее на качестве их взрослой жизни, осознали ли малышки до конца, что с ними произошло — ответить невозможно. Конечно, девочки работали с психологами, и специалисты, несомненно, постарались помочь маленьким жертвам, но гарантий, что рана безболезненно зарубцуется и никогда не даст о себе знать — естественно нет.

— Очень тяжелое дело, — делится следователь, — тяжелые фото и видео, тяжелые допросы потерпевших, плач, растерянные лица родителей.  Сложнее всего работать над делами, где пострадавшие — дети. Морально очень тяжело.

Во избежание фактов ненадлежащего реагирования сотрудников правоохранительных органов на сообщения о преступлениях против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних, обороту детской порнографии и торговле детьми Управлением Следственного комитета РБ по Минской области осуществляется сбор и анализ информации о преступлениях и происшествиях данной категории, районным подразделениям даются письменные указания, оказывается практическая помощь в расследовании уголовных дел.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59