О подвиге летчика Михаила Трусова, спасшего экипаж боевых товарищей
«У летчиков наших такая порука,
Такое заветное правило есть:
Врага уничтожить — большая заслуга,
Но друга спасти — это высшая честь».
Это завершающие строки стихотворения «Высшая честь» фронтового корреспондента, известного писателя и поэта Александра Твардовского, написанного им зимой 1940 года во время советско-финской войны. А стихотворение посвящено подвигу летчика Михаила Трусова, спасшего боевых друзей, совершивших вынужденную посадку на территории врага.
Каким он был, летчик Михаил Трусов?
«Когда Михаил Трофимович Трусов впервые появился на аэродроме, товарищи прозвали его «медведем» — до того этот невысокий человек казался им малоподвижным в своем коричневом комбинезоне и меховых унтах.
— Медведь, совсем медведь. И имя даже медвежье. Михаил. Миша…
Целые дни Трусов проводил у своей серебристокрылой машины. Молча проверял приборы, опробовал моторы, делал какие-то вычисления. И так же молча наблюдал он за полетами других летчиков.
Скромный, тихий, он мало рассказывал о себе, больше приглядывался к товарищам. Те в свою очередь изучали его.
Однажды предстоял сложный тренировочный полет. К Трусову подошел командир.
— Сейчас летите Вы.
Трусов сел за штурвал. Машина плавно скользнула по земле и рванулась вверх. С неослабным вниманием следили товарищи за тем, с какой виртуозностью и легкостью Трусов решал в воздухе сложную задачу.
— И кто бы только подумал. Вот тебе и медведь. Это — воздушный зубр.
Уже тогда товарищи убедились, что перед ними незаурядный летчик.
В дни боев на Карельском перешейке с особой силой сказалось летное мастерство Михаила Трусова.
Он совершил десятки боевых вылетов. Летал и тогда, когда многоярусная облачность прижимала к земле, когда пятидесятиградусный мороз сковывал пальцы и сквозь маску обжигал лицо, когда зенитный огонь преграждал путь его самолету. Сквозь дождь и снегопад, в пургу и метель бесстрашно вел Трусов свою машину в бой с врагами».
Из очерка фронтового корреспондента.
О подвиге летчика Михаила Трусова
А в одном из боевых вылетов Михаил Трусов совершил настоящий подвиг, вошедший в историю Военно-Воздушных Сил советской страны. Тогда, 10 февраля 1940 года, девятка скоростных бомбардировщиков 44-го сбап совершала очередной боевой вылет. Неистово вели огонь по нашим самолетам вражеские зенитки, разрывы снарядов преграждали путь к цели. Но, умело маневрируя, ведущий группы капитан Михаил Трусов обошел зону огня и вывел самолеты на цель: сброшены бомбы, и внизу, на линии финских укрепленных позиций, взметнулись столбы огня и дыма. Но и в строю наших боевых машин получил серьезные повреждения самолет Михаила Мазаева, он шел лишь на одном двигателе. Как ни старался летчик перетянуть через линию фронта, но стал сдавать и второй двигатель.
И Мазаеву пришлось сесть на лед озера Куолемярви, буквально в 500-х метрах от позиций врагов, которые уже предвкушали легкую добычу: белофинны выскочили из окопов и с криками побежали к советскому самолету. Но добежать им не удалось. Над головами белофиннов на бреющем полете пронесся скоростной бомбардировщик, это был самолет Михаила Трусова. «Во что бы то ни стало, надо спасти ребят», — решил командир, приказав своей группе:
«Иду на посадку! Прикрывайте!»
И боевые товарищи, снизившись, встали в круг, открыв пулеметный огонь и, кружа над озером, не давали врагам приблизиться к поврежденному самолету Мазаева.
А сам Трусов, убрав обороты, совершил мастерскую посадку на лед озера, рядом с самолетом Мазаева. Из кабины ему хорошо было видно, как Мазаев, его штурман капитан Климов и стрелок-радист Пономарев бегут к самолету командира. Но где же разместить еще трех человек?
Решение было принято молниеносно:
— Два в кабину стрелка-радиста, один — в бомболюк! — скомандовал Трусов. — Только быстрее!
Ведь с каждой секундой положение становилось все более критическим: финны открыли огонь на поражение самолета Трусова.
И немедля ни минуты, Трусов дал полный газ, взревели моторы, но самолет не двигался — слишком глубоко в снег ушли лыжи. Трусов энергично заработал рулями, машина раскачивалась, но опять ни с места. Тогда летчик применяет опасный, но оправданный в той ситуации прием: рывок, еще рывок, самолет дернулся, даже ударился хвостовым опереньем об лед, но на глазах у взбешенных врагов, все же начал разбег, вот и взлетел и, сделав разворот над озером, ушел к линии фронта. Так были спасены боевые товарищи.
Тридцать семь боевых вылетов сделал капитан Михаил Трусов менее чем за два месяца войны с белофиннами.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, за героизм и мужество, проявленные при спасении экипажа самолета Мазаева, Михаилу Трофимовичу Трусову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
И в годы Великой Отечественной войны
Командиром эскадрильи встретил Великую Отечественную войну Михаил Трофимович Трусов. Он совершил 130 боевых вылетов.: бомбил гитлеровцев под Старой Руссой, Новгородом, Великими Луками, Ригой, Кенигсбергом. Трижды был сбит, горел, был тяжело ранен, но каждый раз возвращался в строй. Михаил Трусов завершил Великую Отечественную войну командиром бомбардировочного авиационного полка, был удостоен ряда боевых наград.
В заключение
Стихи о подвиге летчика Михаила Трусова Твардовским, как мы помним, написаны в 1940 году. А когда во время Великой Отечественной войны поэт работал над поэмой «Василий Теркин», то вновь возвращался к впечатлениям, испытанным во встречах тогда, на Карельском перешейке, в том числе и с Михаилом Трусовым. И как писал впоследствии сам Александр Твардовский, в некоторых чертах его литературного героя Василия Теркина есть черты «… и летчика Трусова».
А в поэме есть и строки, прямо относящиеся к подвигу Михаила Трусова:
Свет пройди — нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святей и чище, Что бывает на войне