Меню

Простые вопросы о ВНС и программе соцэкономразвития Беларуси разобрал политолог

Простые вопросы о ВНС и программе соцэкономразвития Беларуси разобрал политолог
Фото: РИА Новости и sb.by, в качестве иллюстрации

Есть люди, которые знают о будущем все, потому что создают его своими руками. Но программа социально-экономического развития — это не карта с кладом и не лотерейный билет. Это максимально точный прогноз будущего, который должен стать сначала обещанием, а потом реальностью.

Кто пишет программу развития

Если читатель считает, что делать прогнозы легко, пусть попробует точно пообещать супруге, сколько соберет озимого чеснока через год. Пророс в ноябре? Мелко посадили? Зальет дождем? Факторов множество, а в масштабах страны Программа означает учет всего ВВП, всех расходов и зарплат белорусов на 5 лет вперед. Это вам не чеснок, да и тот, скажем честно, не все умеют правильно сажать.

Так вот Нацбанк и правительство в равной степени отвечают за прогнозы в экономике, потому что финансы — это кровь государства, а производство — мышцы и кости. При этом в любой стране, особенно в западной, между банками и промышленностью есть противоречия, потому что одним нужны дешевые кредиты для оборотных средств и расчетов, а вторым — сдерживать инфляцию.

Нацбанк
10-07-2023 Фото Александра Кулевского. Минск. Национальный банк. Города, архитектура, нацбанк, флаг Беларуси.

В разные периоды белорусской истории чаша весов склонялась то к «производственникам», то к «банкирам», но впервые Нацбанком руководит бывший премьер и человек из ВПК, а правительством — губернатор Минской области. То есть Президент сделал так, чтобы соединить в программе разные подходы и разные точки зрения.

Понятно, что в нашей системе: как скажет Батька, так и будет. Но в случае с Программой Президент находится в роли учителя у доски, и ему крайне интересно, какие подходы будут выработаны в экономике у следующего поколения, насколько они могут быть реализованы и, самое главное, кем. Сколько людей, столько и мнений, но Всебелорусское народное собрание должно продемонстрировать ЕДИНЫЙ подход к развитию на следующие пять лет в правящей группе.

Почему это важно

Скептик спросит: «Что мешает нарисовать золотые горы и сделать из ВНС день информирования?» Конечно, достаток мы ощущаем по зарплате, а стабильность либо есть, либо нет. Однако следующий год будет сложным для белорусской промышленности, потому что мы сильно зависим от ситуации на российском рынке, а именно промышленность формирует основные доходы государства.

Поэтому обещать золотые горы можно, но, увы, флагманы в РФ испытывают немало трудностей. Главная причина — неопределенность в сроках военной операции. Большая часть российских промышленных гигантов, для которых мы производим компоненты, работает на СВО по оборонному заказу с ограниченной рентабельностью. А гражданский сектор в это время снабжается по остаточному принципу, и продукция туда приходит, например, из КНР.

трактор

При этом перестроить технологические цепочки на российском рынке нам весьма сложно: например, грузовая техника, автобусы, силовые установки служат минимум по 10 лет, а легковая машина рассчитана всего на 3-5. Соответственно, мы работаем в узкой традиционной «десятилетней» нише, которая сократилась, потому что даже грузовая техника и автобусы поступают в РФ из третьих стран. Грубо говоря, если предприятие покупает не российский и не белорусский грузовик, оно не будет покупать и компоненты к нему следующие 10 лет. Увы, запущены процессы, которые будет сложно преодолеть, даже если российскую экономику завтра поставят на мирные рельсы. Поэтому экспорт — вопрос номер один Программы.

Как на Программу влияют война и мир

Развитие — это не только про экономику, но и безопасность, потому что силовые структуры стоят дорого и надо брать на них деньги из реального сектора. При этом нам специально навязывают гонку вооружений, и если в нее втянемся, то все, что заработаем за пять лет, можем потратить на оружие буквально за год.

А у соседей внешних ресурсов больше — Польша хоть и закупает танки и самолеты не за свои деньги, но платит падением уровня жизни, инфляцией и ростом цен. Прибалтика вообще пошла по пути размещения у себя иностранных войск — и они хотят видеть от нас зеркальный ответ как минимум в плане увеличения военного бюджета.

"Орешник"

Это станет фактором давления на белорусскую власть, поэтому, конечно, Президент Беларуси выступает за мир на Украине… но и за размещение у нас ударных систем типа «Орешника». Понятно, какой бы договор ни подписали, бумага все равно ничего не гарантирует. Кроме того, не надо ждать многого от всевозможных мирных планов Трампа, потому что, как не переставляй буквы, основу мы уже видели в Стамбуле.

В любом плане так или иначе будут вопросы по территориям, НАТО, иностранным войскам и ракетам, а также снятию санкций с России. Так вот именно последний пункт волнует нас больше всего, потому что следующие пять лет мы можем идти по пути военного сдерживания, а можем все-таки остановиться и подписать… что-то. Почему «МП» так прохладна в оценках? Потому что США готовы снять хоть какие-то санкции, а ЕС не будет отменять ничего, они лягут костьми, чтобы не открывать с нами и Россией торговлю.

Поэтому мир в следующей пятилетке вовсе не означает снятия санкций, и даже наоборот: США и Китай будут вести торговую войну. А это главный посыл, который держали в уме разработчики Программы. Можно, конечно, надеяться на лучшее, но лучшее — это то, что мы сделаем своими руками, а потом продадим соседям. Хорошее и дешевое купят при любых обстоятельствах, плохое и дорогое не купят даже сами белорусы.

Совмин

Так что в конечном итоге именно от качества зависит ВВП, экспорт, инвестиции, реальный рост зарплат и другие задачи правительства. А контроль инфляции — забота Нацбанка.

Подробный разбор проекта Программы — читайте в следующем материале «МП».

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59