Золотые часы с «Титаника» ушли за рекордную сумму — как трагедию превратили в бизнес
Ничего святого. И ничего нового. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой! К сожалению, эти слова Пушкина, особенно про глубину, оказались особенно пророческими для темы нынешней колонки.

Итак, с неимоверной глубины и были подняты часы-луковица из чистого золота, что пролежали в холодной и соленой воде много-много лет. Как известно, золото не ржавеет, за что, собственно, люди и избрали его для хранения как эквивалент своего богатства.
Выбери они какой-нибудь другой металл, положи его в дальний угол, и через пару лет от всего, что они «накопили непосильным трудом», ничего бы не осталось. Разве что ржавчина, труха… Потому-то золото и кажется буржуа красивым, что оно никуда не исчезает. Без чужой помощи, конечно. Но тут уж, как говорится, захотел быть богачом, нанимай охрану или банк (у которого тоже должна быть охрана) и не спи ночами — волнуйся.
А бывает, золото хранит сама стихия, например, море-океан — нет хранителя надежней. Вырвать сокровище из его лап возможно только очень большим везунчикам. Впрочем, назовем ли мы графа Монте-Кристо баловнем судьбы, это пусть каждый решает сам, но он вдоволь попользовался неизменной силой золота и бриллиантов. И, кстати, чем глубже они были запрятаны, чем сложнее их было отыскать, тем выше становится их цена.
Сомневаюсь, что подобная ревальвация устроила бы даже столь жадного человека как Исидор Штраус, германо-американский предприниматель и совладелец крупнейшей в Штатах сети универмагов «Macy’s» на заре ХХ века. Ведь он повысил стоимость личного движимого имущества путем… своей гибели. На борту печально знаменитого «Титаника».
Сокровище из пучины: новый мировой рекорд
Итак, золотые часы магната Исидора Штрауса, погибшего при крушении парохода «Титаник», были подняты со дна океана спустя почти век. Для чего? А чтобы уйти с молотка за рекордные три миллиона фунтов стерлингов (2,3 миллиона долларов США), сообщил аукционный дом Henry Aldridge & Son. «Еще один мировой рекорд в деле продаж значимых вещей, связанных с «Титаником»», — говорится в рекламном заявлении торгового дома, вполне довольного прибылью. Покупатель же хранит молчание, он теперь где-нибудь в укромном поместье будет ждать повышения цены…
Вообще-то, по международному праву, грабить морские захоронения запрещено. Но Фемида закрывает глаза на куда более вопиющие преступления. Сегодня можно «законно» нападать на торговые суда в нейтральных водах, взрывать газо- и трубопроводы, воровать золотые запасы чужих стран, которые сдуру доверились западным резервным системам — чего уж там! От одних золотых часов не убудет в прибылях международной частно-государственной мафии.
Тайна «непотопляемого» лайнера
При капитализме ведь как — кто кого может, тот того и гложет. И Исидора Штрауса, магната, другие более мощные «поимели» как минимум дважды. Второй раз сегодня, когда перепродали его часы, почитай, конфисковали и нажились. А когда же в первый раз?

Тогда, когда он с женой ступил на борт «Титаника», а другие богачи и, прежде всего, сам владелец корабля — мультимиллионер Джей Пи Морган — не ступили. Хотя должен был.
В генеалогическом древе «Джей Пи» (Джона Пирпонта Моргана) был такой предок — Генри Морган, один из самых удачливых пиратов в истории, плантатор и вице-губернатор Ямайки. Джон Пирпонт очень гордился этим родством. Он так же, как и знаменитый пират, любил рисковые операции.
В самый последний момент, сославшись на нездоровье, отказался плыть на лайнере, хотя все знали, что именно он владелец компании «Уайт стар лайн», которой и принадлежали самые большие суда того времени — «Олимпик», «Британик» и… «Титаник».

Последний из близнецов был самым большим — десятиэтажный плавучий дворец водоизмещением почти в 50 тысяч тонн, длиной 269 метров и шириной 28,2 метра. В нем было 762 каюты, семь километров коридоров и прогулочных палуб. Корабль был шикарным экспрессом для миллионеров.
Одни страховки на жизнь таких пассажиров должны были растрясти мошну страховых компаний, но… странным образом они не были внесены, против обыкновения, в стоимость купленных билетов. При этом газетами еще тогда отмечалось, что в отношении имущества на борту, среди которого есть золото, бриллианты и ценные бумаги на значительные суммы, никакой точной информации не имелось.

Морган сделал так, что почти вся страховая сумма касалась только повреждений или гибели судна. То есть железа. Очевидно, чтобы страховщики не взвыли и не тратились еще и на «мелочь» вроде физлиц.

Исидор Штраус хоть и был конгрессменом от Демократической партии и совмещал в себе бизнесмена и политика, все же не знал чего-то очень важного. И вот чего: сумма, на которую был застрахован «Титаник», являлась экстраординарной и составила 20% от всего объёма рынка морского страховании за 1912 год (5 млн фунтов стерлингов). Не знал Штраус еще и того, что Морган лично назначал капитана «Титаника», после чего сам на борт не явился…

Не сделали этого и некоторые из самых близких его друзей. Таким был, например, лауреат Нобелевской премии (!) Гульельмо Маркони, укравший у русского ученого Александра Попова первенство на изобретение радио. Маркони уж точно «везунчик» — он не сел на «Титаник», хотя семья умоляла его это сделать, а сел на более скромную «Лузитанию». А три года спустя он чудом избежал гибели уже на последней. Лайнер торпедировала немецкая подводная лодка, но, к счастью, после того, как изобретатель незадолго до этого сошел на берег.
Каков же вывод из столь странного пересечения прошлого и настоящего? Тайному покупателю часов Штрауса не стоит слишком радоваться. Вечен в этом мире только круговорот золота, которое подымут даже со дна океана, а вот судеб человеческих это не касается. Как поется в лучшем ковбойском фильме всех времен и народов «Золото Маккены», естественно, в советской озвучке и голосом гениального Валерия Ободзинского: «Золото вновь, как всегда, обманет нас».
Рекомендуем