Меню

Направил горящий самолет на боевую технику врага. История о первых героях наземных таранов ВОВ

самолеты таран
Фото: из открытых источников

Раним утром 22 июня 1941 года летчики Военно-Воздушных Сил Красной Армии сошлись в смертельной схватке с имевшим боевой опыт войны в Европе и превосходившим в скорости, маневре и огневых возможностях воздушным противником. А с учетом катастрофически большим количеством уничтоженных наших самолетов на аэродромах базирования, то противостоять немцам в воздухе было невероятно сложно. И все же советские летчики дрались ожесточенно, до последнего снаряда, патрона и бомбы, до последнего мига своих жизней, очень часто решаясь на последний, не прописанный в боевых уставах, прием — воздушный и наземный тараны фашистских самолетов и наземных целей.

Но если о воздушных таранах, даже совершенных в трагические первые дни Великой Отечественной войны, достаточно много информации со ссылками на журналы боевых действий, свидетельства однополчан, зачастую наземных наших войск и местных жителей, наблюдавших за воздушными боями, а бывало и оказывавших помощь или хоронивших погибших летчиков, то сложнее с информацией о таранах наземных целей немецко-фашистских захватчиков. И это объективно понятно: ибо очень сложно понять такую тонкую грань: подбитый, часто уже горевший, поэтому наземные тараны чаще называют огненными, самолет упал на скопление войск и техники противника, или был направлен на врага мужественными летчиками, принявшими осознанное решение нанести врагу максимальный урон даже ценой собственных жизней. Поэтому встречаются мнения, что дескать этого тарана не было, а тот ставится под сомнение… А могут ответить такие исследователи на вопрос: пусть даже в определенных случаях подбитый самолет, будучи по причине повреждения неуправляемым, шел неумолимо к земле, то почему летчики не покидали его, пытаясь спастись? Значит ими владела жгучая ненависть к врагу, и они осознанно шли на самопожертвование.

Уверен, все они: и совершившие тараны, и не совершившие — проявили себя истинными патриотами, вставшими на защиту Отечества, и в большинстве пожертвовавшими своими жизнями. Очень жаль, что далеко не все из них были отмечены наградами, и о не обо всех сохраняется, как ни прискорбно, память…

 Они были первыми

 *** Старший лейтенант Петр Степанович Чиркин был командиром авиационного звена 62-го истребительного авиационного полка, базировавшегося у деревни Лисятичи Львовской области. Боевые действия летчики полка начали с первых минут Великой Отечественной войны, и несмотря на потери, сражались мужественно. Петр Чиркин успел выполнить несколько боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских танковых и мотоколонн, в последнем его И-153 «Чайка» была подбита, и летчик, имея возможность покинуть самолет, направил свою боевую машину на колонну немецких танков. Своим тараном Петр Чиркин нанес значительный урон противнику и задержал на некоторое время продвижение фашистов на данном участке фронта. Петр Степанович погиб героической смертью ради будущей Победы над сильным и жестким врагом, планировавшим истребление народов Советского Союза. 

самолет

После Великой Отечественной войны в деревне Лисятичи был установлен обелиск в честь летчиков, отдавших свои жизни в первые дни воздушных боев, тогда в период с 22 по 25 июня 1941 года 4 летчика 62-го истребительного авиационного полка погибли, а еще 10 числились, как не вернувшиеся с боевых заданий, и 26 июня, ввиду больших потерь, полк был отправлен на переформирование. Одна из улиц деревни Лисятичи получила имя Петра Чиркина, совершившего огненный таран в первые часы начавшейся тогда Великой Отечественной войны. Награды же Петр Чиркин не был удостоен, таковы реалии тех трагических, страшных и вместе с тем, героических. первых дней и месяцев войны.

герой

Подвиг же экипажа бомбардировщика 33-го скоростного бомбардировочного полка старшего лейтенанта Григория Архиповича Храпая засвидетельствовали его однополчане. 

Так, Николай Лазуренко: «24 июня девятка советских бомбардировщиков вылетела в район севернее Бродов. У небольшой реки летчики увидели скопление немецких бронетранспортеров, танков. Очевидно, противник хотел с ходу форсировать водную преграду, но болотистые берега не позволили двигаться дальше. Работали саперы, готовили переправу. А самолеты нашей эскадрильи, приблизившись к реке, снизились и стали бомбить захватчиков. Тяжелые авиабомбы разбивали танки, поднимали фонтаны земли. Внизу — паника. Несколько танков вышли на сделанную гать, чтобы рвануть вперед.

В строю бомбардировщиков в это время загорелся самолет капитана Григория Храпая.

И твердой рукой отважный летчик повел горящий самолет на выбранную цель. «Погибаю за счастье народа!» — передал по радио Храпай, когда его машина кометой падала на боевую технику врага».

Вторит ему и В. Ефремов: «Нет уже с нами экипажа старшего лейтенанта Храпая. Под Бродами он направил свой подбитый самолет на мост через реку Шора, возле которого скопилось много фашистских машин. Вместе с летчиком погибли его боевые друзья штурман Филиппов стрелок-радист Тихомиров…»

самолет

В некоторых источниках находим информацию, что командир экипажа старший лейтенант Григорий Архипович Храпай был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Достоверно же можно сказать, что на малой родине героя, в деревне Обтово Сумской области, одна из улиц была названа его именем. Была…

О памяти

Здесь, к горькому сожалению, ключевые слова: был установлен обелиск, была названа улица…

Ответ почему находим в следующей информации: летом 2023 года во Львовской области Украины демонтировали два советских памятника. Об этом 29 июня 2023 года сообщил глава Львовской областной военной администрации Максим Козицкий: «В Стрыйском районе демонтировали еще два монумента советской эпохи. На этот раз памятники лишились села Кавское и Лисятичи. Полностью освободить Львовскую область от маркеров советской пропаганды планируем до конца года», — написал он в Telegram.

Вот так герои той, народной и священной войны с фашизмом, умирают вторично… Обидно до глубины души.

Это не должно повториться у нас, в Беларуси. Об этом еще раз напомнил всем нам Президент страны Александр Лукашенко на торжественной церемонии вручения государственных премий 9 января сего года:

«Наша память — гарантия мира в будущем. Забудем дорогу к храмам и памятникам той войны — ждите войны».

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59