Нитраты, цезий и тухлые яйца: можно ли купить опасную еду на рынках «Валерьяново» и «Таборы»?
Сколько бы магазинов не понастроили крупные торговые сети: а рынок, куда можно прийти, потрогать товар, обязательно поторговаться – был, есть и будет. Вот только мнения на его счёт разнятся. Кто-то говорит, что контроль за качеством продукции там такой, что не придерешься. Другие уверены, что рыночные ягоды-грибы «кишат» нитратами, радиацией – никому и дела нет. А мясо, рыбу, как скоропортящиеся продукты, работники рынка якобы осматривают разве что визуально. Все остальное – от случая к случаю.
Мы побывали на двух самых популярных рынках страны – «Валерьяново», что под Минском, и «Новом Лебяжьем» в Таборах – и готовы развеять некоторые мифы о качестве продукции, которую здесь продают, покупают. Но прежде всего – проверяют в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы.
Увидеть каждое яйцо на сквозь
Миф 1. Мясо, которое привозят на рынок, сразу выкладывают на прилавки: и не важно, поступило оно с завода, или фермерского хозяйства. Главное – сбыть, пока не испортилось.

Первая точка – рынок «Валерьяново». Соблазнительный аромат свежезасоленной свинины и копченой рыбы вперемешку со сладко-ванильным облаком горячей сдобы; фруктовые нотки цитрусовых вплетаются в запах пряной зелени… С утра рынок «Валерьяново» напоминает оживлённый муравейник. Продавцы расхваливают свою продукцию, пытаясь привлечь внимание покупателей – последние ходят от ряда к ряду, внимательное рассматривая аппетитный товар. Особенно хорош оберут домашнюю продукцию – творожок, сметанку, молочко. Пользуются спросом и фермерские яйца, курица, индейка…

– Практически всё, что вы здесь видите, прошло проверку в нашей лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. И первый, начальный «пункт» проверки – рампа, где и разгружаются машины с продукцией, – ориентирует меня заведующая лабораторией Людмила Демидчик.
Вместе мы минуем территорию рынка, выходим к рампе. Сюда как раз подъехал небольшой грузовичок с тушами индеек. Хозяин – фермер одного из регионов Минской области. Специалисты лаборатории внимательно изучают документы на продукт, визуально осматривают «товар». И оценивают, в каких условиях он был доставлен на рынок.

– Учитывается всё: температурный режим хранения и перевозки, санитарное состояние транспорта, – поясняет Людмила Демидчик. – Ведь мало просто привезти мясо того же кролика или индейки, его надо доставить без нарушений. Сейчас зима, холодно, а летом, когда жара стоит под 30℃, малейший сбой может привести к порче продукта. Это не допустимо.
Документы в порядке, состояние авто не вызывает вопросов – мясо выгружают для дальнейшего исследования в лаборатории. Можно сказать, начинается самое интересное.

– От специалиста не ускользнет ни одна мелочь: внешний вид туш, запах. Обязательно осматриваются места зареза, лимфоузлы, внутренние органы на наличие патологий.
Опытный глаз эксперта уже при первом осмотре может многое понять о качестве мяса. Но это лишь начало пути. Если мясо птицы (в том числе индейки), баранины или кролика произведено в фермерском, личном подсобном хозяйстве – экспертиза обязательна. Прежде всего специалисты лаборатории проводят «пробу варки»: отваривают кусочек мяса, чтобы оценить аромат, прозрачность бульона. Опять-таки если есть подозрения, что туша «лежалая» или ее качество вызывает вопросы – в лаборатории проведут и реакцию серной кислоты.

– А вот мясо того же дикого кабана обязательно исследуем на трихинеллез: наличие личинок паразитов из рода трахинелл. Если результат положительный, даем свое заключение и помещаем продукцию в камеру изолированного хранения. За это время ее владелец должен решить с утилизацией: где, когда. Его обязанность – предоставить нам документы, что зараженное мясо действительно уничтожено. Разумеется, все расходы по утилизации человек берет на себя.
Однако даже безупречное качество мяса – еще не гарантия его выхода на прилавок. Если документы оформлены с ошибками или в них обнаружены несоответствия – лаборатория не выпустит продукт в продажу. С тушами индеек, которые при нас доставили в лабораторию, никаких вопросов не возникло, документы тоже оказались в порядке. На продукции поставили овальное клеймо – своеобразный «знак качества» и пропуск к покупателю.

– Случаи, чтобы мясо после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утилизировалось, скорее исключение. Фермеры, которые занимаются разведением птицы, кроликов, баранов, нутрий, годами продают здесь свою продукцию. Они дорожат репутацией, и не будут рисковать ради сомнительной выгоды, – говорит заведующая лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы. – А та же говядина, свинина, конина, оленина, согласно законодательству, оценку качества и безопасности проходит на предприятиях по убою этих животных. Поэтому проводим только визуальный осмотр данной продукции, изучаем документы, наличие клейма. Если все соответствует требованиям – допускаем к продаже.


Миф 2. Многие фермеры, которые торгуют сметаной, творогом, добавляют туда разные примеси для веса. Молоко вообще разбавляют. На глаз ведь не определить, есть там вода, или оно натуральное.
Людмила Демидчик уверяет: ветеринарно-санитарной экспертизе подлежит и фермерская молочная продукция – молоко, сметана, сливки, творог, мягкие сыры. Но в первую очередь ее визуально осмотрят, проверят документы (без этого никуда!), оценят емкость, в которой то же молочко привезли, температурные условия доставки.


– Только если нарушений нет и бумаги в порядке (фермер предоставил ветеринарное свидетельство, справку сельсовета, подтверждающую, что продукция произведена в ЛПХ), продукцию допустят к экспертизе. Далее специалисты отбирают пробы продукции, проводят органолептический анализ. Звучит не понятно, но, по сути, это оценка внешнего вида, цвета, запаха и даже вкуса. Также творог, сметану, сливки, молоко могут проверить на кислотность.

Заходим в лабораторию: специалист Анастасия Молодцова как раз отбирает пробу творога. Не хаотично, а по специальной методике. Зачем это нужно? Чтобы какой-нибудь ушлый фермер не надумал схитрить, и свежий творог не подложил сверху, а просроченный – на дно. Не прокатит!
– Для проверки на кислотность достаточно пяти граммов творога, – уверяет Анастасия Молодцова.
Тщательно перемешав его, растерев, она добавляет 50 мл воды. Потом еще три капли индикатора. Полученную смесь девушка титрует 0,1 нормальным раствором едкого натрия до слаборозового окрашивания. Еще несколько секунд на расчеты – и будет ясно: кислотность творог превышена, понижена или соответствует норме.
– Проверяем творог и на наличие остаточного количества антибиотиков, фальсификацию различными химическими веществами, которые замедляют порчу продукта, – поясняет специалист. – Не часто, но отдельные фермеры таким грешат: добавляют в творог соду, крахмал, чтобы продукт дольше хранился.

Следующее на очереди – молоко. Задача та же: определить его кислотность. Всего несколько минут нужно Анастасии, чтобы провести экспертизу и вынести «вердикт»: превышена кислотность молока, понижена или в норме.
– Есть шкала кислотности, по которой мы ориентируемся. Если кислотность повышена: скорее, всего, молоко неправильно хранили, оно скисло. Либо корова чем-то болела. Если кислотность понижена – не исключено, что молоко развели водой. Естественно, такое на продажу не пойдет.
Миф 3. Штучный продукт ещё можно проверить. Но если фермер привёз на рынок 20 или 40 десятков куриных (перепелиных) яиц, а проверят на качество только штук пять – он легко может сбыть и тухлые яйца.


Следую за Людмилой Демидчик – и попадаю в затемненную комнату, где… испытывают яйца. Точнее, с помощью специального прибора, овоскопа, буквально просвечивают насквозь, причем как куриные, так и перепелиные.

– Проверяется всё: наличие включений, состояние белка и желтка, размер воздушной камеры. Чем больше глубина последней, тем больше времени лежит яйцо, – говорит завлабораторией. – Обязательно учитывается и целостность скорлупы: если будет обнаружена трещина, такое яйцо на прилавок не поступит.
Уточняю: с каждой привезенной партии – сколько именно яиц отбирают на пробу? Если фермер, скажем, привез 200-300 штук яиц, то на экспертизу заберут какой процент?

– Все 100%. Мы проводим овоскопию каждого яйца без исключения. Даже если в день нужно проверить 1000 штук, без экспертизы не пропустим на прилавок ни одного. Это касается и куриных, и перепелиных яиц, – уверят Людмила Демидчик.
Она также обращает внимание: яйца будут допущены к овоскопии только в том случае, если у фермера есть ветеринарное свидетельство, подтверждающее благополучие местности по острым инфекционных заболеваниям животных и птиц.

Всю растительную продукцию от фермеров обязательно проверяют на нитраты, проводят ее радиационный контроль. Проверку на радиацию проходит и продукция животного происхождения.
Необоснованные «претензии» к клубнике
Миф 4. На рынок привозят тонны фруктов и овощей. В фуре легко можно спрятать некачественный товар, чтобы специалисты лаборатории не увидели, а потом продать его.


Вторая точка – рынок «Новый Лебяжий». Несмотря на мороз, территория не пустует, продавцов хватает: они активно распаковывают, раскладывают товар. Первые покупатели начнут приходить через часа полтора–два: за это время специалисты лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы должны взять пробы продукции, провести исследования.


– Приезжают частники, фермеры со всей страны: сейчас, пока зима, продавцов не много, а летом тут такой ажиотаж, – говорит заведующая лабораторией Анна Михаленко.
Вместе с ней идем на рынок, где нужно взять пробу картошку, лука и свеклы, привезенные фермером из Гродненской области. Товара много, все вместе на килограмм 100 потянет.

– Такого, чтобы человек сам отобрал пару картофелин или лука и принес нам в лабораторию, нет – понятно, что он даст на проверку лучший товар. Поэтому сами идем к машине и «методом конверта» отбираем овощи. То есть берем с каждого угла и в центре по пару штук. Этого достаточно.
В лаборатории уже все готово для проведения исследования. Что конкретно специалисты будут искать в картошке-луке-свекле? Нитраты, говорит Анна Михаленко.

– Проверяем только то, что непосредственно идет в пищу, поэтому у картошки, лука и свеклы очищаем кожуру. У яблок нет смысла этого делать, ведь едим их вместе с кожурой.
Каждый овощ по отдельности специалисты лаборатории натерли на терке. Из этой массы взяли буквально грамм, добавили реактивы, потом смешали в блендере.

– А теперь – слово за нитратомером. Он «расскажет», насколько чистые овощи приехали с Гродненщины на наш рынок. Если норма содержания нитратов будет превышена – естественно, наложим запрет на реализацию всей партии. Она подлежит утилизации.
По словам заведующей, превышение нитратов в овощах-фруктах-ягодах чаще фиксируется по весне: чтобы «витамины с грядки» росли быстрее, фермеры добавляют больше азотных удобрений. Плюс если овощи выращиваются в закрытом грунте – идет накопление нитратов. В этом плане ранние огурцы и кабачки самые «нитратные». Такие в продажу не допускаем.
Вопрос, который волнует каждого покупателя: могут ли продавцы уже после прохождения проверки довезти и подложить в машину не учтенный товар?

– Во-первых, мы даем разрешающие талоны на реализацию продукции, а там указан вес товара. Во-вторых, в течение всего дня администрация рынка, контролеры, лаборанты работают на рядах: они могут хаотично взять на пробу любой товар у любого продавцы еще раз, – уверяет Анна Михаленко.
Миф 5. Радиационные грибы или ягоды можно незаметно подмешать к чистым, и продать
Местных даров леса на рынке не видно – для них еще не сезон. Разве что точечно продают клюкву: в такие холода ягода, богатая витамином С, пользуется спросом.

– Вся лесная продукция: и ягоды, и грибы обязательно проверяется на радиологию: наличие Цезия-137 и Стронция-90. Рынок в Таборах востребован, сюда едут люди со всей страны, в том числе из загрязненных территорий. А для нас безопасность покупателей, их здоровье – превыше всего.
Отбор на пробу ягод и грибов проходит по той же схеме, как и овощей-фруктов. Измельченные продукты засыпают в специальный прибор: через 15 минут он высчитает содержание радионуклидов.

– Два года назад к нам привозили лисички, где содержание радиоактивных веществ было превышено в несколько тысяч раз. Еще бы чуть-чуть, и они бы светились! – не без иронии замечает Анна Михаленко. – Сразу их забраковали и отправили на утилизацию.
Кстати, если человек купил на рынке лисички или чернику, малину – но все равно сомневается в ее «чистоте», может прийти в лабораторию рынка и платно проверить продукты на содержание нитратов, радионуклидов. Цена услуги небольшая. Проверка на радиологию стоит, к примеру, 11,40 рубля. На нитраты – варьируется в зависимости от веса. Но если вы принесете до 5 кг грибов или ягод, овощей – с вас возьмут меньше двух рублей.
– Не часто, но люди пользуются такой возможностью. Почему-то многие сомневаются именно в ранней клубнике: но еще ни разу мы не фиксировали превышения в ней нитратов.
Миф 6. Лабораторию буквально заваливают образцами продуктов. Поэтому чтобы все успеть, специалисты проводят анализы сквозь пальцы, могут и грязный овощ-фрукт не заметить.
Образцов в лабораторию действительно поступает очень много. И если зимой еще может быть небольшое затишье, то летом спрос на услуги лаборатории небывалый. А ведь в штате всего 5 человек, в том числе ветврач и 3 лаборанта.


– Чтобы все успеть и никого при этом не задержать, работаем по конвейеру. Один человек заполняет документы, другой берет пробу, третий натирает, четвертый исследует… Такого, чтобы кто-то пожаловался: мол, из-за вас потерял время и поздно начал продавать продукцию, не было. Разве что могут обидеться, что слишком тщательно все проверяем. Но это логично: для нас интересы продавцов – второе. Первое – здоровье, безопасность и интересы покупателей, – уверяет Анна Михаленко.

С последним не поспоришь. Весь день провели с фотокорреспондентом на рынках «Валерьяново» и «Новый Лебяжий», зато убедились лично: фермерские продукты, которые там реализуют, отвечают требованиям качества и безопасности. Опасные бактерии, нитраты, цезий – эти тревожные слова остаются «за бортом», не доходя до покупателя.