Мядельский райисполком

Прорыв в борьбе с раком: как молекулярно-генетическая лаборатория в Минске помогает людям

борьба с раком
Фото: из открытых интернет-источников в качестве иллюстрации

Современные методы распознавания различного рода недугов имеют важное значение в медицине. Они помогают врачам поставить точный диагноз, определить стадию болезни и выбрать наиболее эффективное лечение. Если же речь идет об онкологии, качественная диагностика играет главенствующую роль и, по сути, обеспечивает половину успеха в борьбе с раком.

Для того чтобы вывести диагностику, мониторинг и индивидуализацию химиотерапии злокачественных новообразований на принципиально новый уровень, организовать проведение современных фундаментальных и прикладных научных исследований, 9 лет назад в Беларуси в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова была открыта Республиканская молекулярно-генетическая лаборатория канцерогенеза.

О работе этого уникального учреждения, достижениях его отделений и научных разработках, доказавших свою эффективность в борьбе с раком, — наша беседа с заведующим лабораторией, доктором медицинских наук доцентом Анной Портянко.

онколог Анна Портянко
Заведующий молекулярно-генетической лабораторией канцерогенеза, доктор медицинских наук доцент Анна Портянко уверена, что сегодня диагностика в своем развитии опережает терапию. Фото: Светлана Курейчик

— К счастью, медицинская наука развивается семимильными шагами, и если раньше специалистов при лабораторных исследованиях рака интересовало, как выглядят клетки, то сегодня имеет важное значение, какие в них белки, перестройки в генах и хромосомах. Сегодня диагностика в своем развитии опережает терапию. От того, какие новые нозологические формы определяются, какие новые генетические нарушения становятся известны человечеству, зависит разработка методов и способов терапии. Сегодня таргетная терапия в онкологии, которая воздействует непосредственно на биологические мишени в опухолях (что приводит к прекращению деления опухолевых клеток), — метод, доступный всем в нашей стране, кому показан данный вид лечения. Но каждый вид лечения должен быть эффективен. Таргетная терапия сама по себе не панацея: важно, чтобы опухоль была чувствительна к этой терапии. В этой связи одна из важнейших задач нашей лаборатории — определение мутаций, на которые воздействует таргетная терапия. Именно этим персонифицированным подходом мы и занимаемся.  Для лечения рака легкого, колоректального рака, меланомы и других видов онкологии проводим тестирование на чувствительность к таргетной терапии. Отмечу, что таргетная терапия применяется, когда болезнь вошла уже в 3-ю и 4-ю стадии.

Вторая задача — постановка точных современных диагнозов в соответствии с постоянно обновляемыми опухолевыми классификациями Всемирной организации здравоохранения. К слову, классификации ВОЗ меняются часто, иногда кардинальным способом. И наша задача — успевать на это реагировать, а порой даже полностью перестраивать свое представление о видах раковых опухолей. Последние классификации ВОЗ в части опухолей ЦНС, опухолей мягких тканей, лимфополифоративных заболеваний основаны на молекулярно-генетической диагностике.

Жанна Фриске
Фото: из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер

Приведу пример. Глиобластома  — опухоль, которая развивается из глиальных клеток нервной ткани головного мозга, чрезвычайно агрессивный вид онкологии. Именно от этого заболевания умерла певица Жанна Фриске. Часть пациентов с глиобластомой умирали через год-два, а кто-то жил более 10 лет. Но в ходе исследований выяснилось, что не всем, кому был поставлен подобный диагноз, имеют его в действительности. А для того, чтобы поставить точный диагноз, нужно проводить исследования перестройки хромосом.

В основе онкологической диагностики во всем мире лежит исследование фрагментов опухоли врачами-патологоанатомами. То есть именно от этого специалиста зависит дальнейшая тактика клинических врачей в отношении конкретного пациента. Но сейчас арсенал возможностей патологоанатомов расширился за счет иммуногистохимии, цитогенетики и молекулярной генетики. Именно для оптимизации этой диагностики и обеспечения всех граждан страны передовыми диагностическими возможностями мы создали республиканский референс-центр по диагностике лимфом, сарком и опухолей головного мозга. Удалось собрать в одном месте как высококвалифицированных врачей-патологоанатомов, так и специалистов в области цитогенетики и молекулярной генетики.

лаборатория
Фото: Pixabay, носит иллюстративный характер

Известно, что деятельность лаборатории не ограничивается лишь диагностическими исследованиями…

— Да, наша лаборатория — второй центр в СНГ (после РНПЦ детской онкологии Беларуси), который занимается созданием генномодифицированных Т-лимфоцитов для лечения лимфом — CAR-T-терапии. В нашем центре производится биомедицинский клеточный продукт. Он доказал свою эффективность в тех случаях, когда уже исчерпаны все другие возможности терапии. У одного из первых пациентов, кому мы проводили данный вид терапии, второй год наблюдается полная ремиссия. Без ложной скромности скажу, что в нашей стране научные исследования и возможность их внедрения в практику — на мировом уровне.

Факт: в составе лаборатории — пять онкологических отделений: генетики, клеточных технологий, иммуноморфологии и протеомики, вирусологии, иммунологии.

Расскажите нашим читателям о центре медико-генетического консультирования.

— Наверняка многие знают, что некоторые виды онкологии могут передаваться по наследству: рак молочной железы, рак яичников, рак желудка, рак кожи (меланома), рак почки, колоректальный рак. Родственники пациентов с такими диагнозами, имеющие повышенную предрасположенность к болезни, могут обратиться в центр медико-генетического консультирования, где им все объяснят, пояснят и определят дальнейшую тактику действий, чтобы не допустить развития онкологии. Мы проводим тесты на герминальные мутации и выясняем семейные формы онкологии, чтобы потом пристально наблюдать за тем или иным органом. На основе полученных исследований врач дает рекомендации, как защититься от онкологии, разбирает клинические последствия того или иного результата. Для ряда опухолей разработаны способы профилактического удаления органов, и сейчас мы вспомним американскую актрису Анджелину Джоли, которая удалила молочные железы и яичники, чтобы в будущем избежать онкологических заболеваний, которые в ее семье передаются по наследству.

Анджелина Джоли
Фото: из открытых интернет-источников в качестве иллюстрации

Чтобы проводить такие исследования, необходимо иметь в своем распоряжении современную высокоточную медицинскую технику…

— Материальная оснащенность, безусловно, важна, но куда важнее в нашем деле наличие грамотных специалистов. Не существует оборудования, которое было бы эффективно само по себе, – оно способно служить лишь в умелых руках профессионалов: биологов, биологов-генетиков, врачей клинической лабораторной диагностики. Я считаю, что, располагая таким оборудованием, нельзя забывать о соответствующей квалификации людей, в противном случае это бессмысленная трата денег. К счастью, наш коллектив может похвастаться уникальными специалистами, в частности клеточными биологами, создающими препараты для CAR-T-терапии. Это, без преувеличения, профессионалы высочайшего класса, способные выполнять свою работу с ювелирной точностью и скрупулезностью.

Сегодня в РНПЦ делается все, чтобы сотрудники комфортно себя чувствовали на рабочих местах, получали достойную зарплату, могли повышать свою квалификацию как в нашей стране, так и за ее пределами. Мы имеем возможность расширять спектр собственных знаний и навыков, посещая российские и европейские профильные центры. В декабре прошлого года наши специалисты побывали в Сербии, где изучали достижения коллег в диагностике опухолей.

Я могу с уверенностью утверждать, что каждый представитель нашего коллектива чувствует вовлеченность в работу. Пациент — это самое главное. Именно о нем мы думаем на всех этапах своей деятельности. Во время эпидемии COVID-19 никому не требовалось объяснять, что дел и забот прибавилось, что нужно задержаться на рабочем месте или прийти пораньше. Коллектив трудился в едином порыве для обеспечения высокой пропускной способности лаборатории. Выполняя огромное число ПЦР-тестов, мы не оставляли и свою текущую профильную деятельность.

Анна Сергеевна, на основании всего вышесказанного можно ли сделать вывод о том, что с открытием молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза успехи белорусских онкологов стали более весомыми, а сам центр стал вровень с лучшими европейскими клиниками?

исследование
Фото: Pixabay, в качестве иллюстрации

— До открытия нашей лаборатории в 2015 году часть исследований пациентам приходилось проводить за рубежом. Ранее у белорусских пациентов возможности получить таргетную терапию также не было. Сегодня благодаря поддержке государства таргетная терапия доступна всем, кому она показана. Появление лаборатории очень своевременно: мы успеваем отвечать на все требования классификатора онкозаболеваний ВОЗ. Наш центр по возможностям и эффективности лечения и диагностики действительно не уступает европейским клиникам. Мы активно развиваемся, закупаем новое оборудование, изучаем новые способы исследований, перенимаем передовой опыт. Для нас важно, чтобы у белорусских пациентов были те же возможности при лечении онкологии, что и у европейских.

Важный момент, на который хотелось бы обратить внимание: медицины без диагноза не существует, если нет диагноза — нет лечения. А если диагноз неверный — терапия неэффективна или вредна. Постановка диагноза в онкологии очень важна для того, чтобы пациента лечить наиболее эффективным образом. Ради этого мы и работаем изо дня в день, чтобы не упустить время, излечить человека, продлить его жизнь и не снизить ее качество.

Факт: сегодня в Республиканской молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза действует референс-центр по диагностике лимфополифоративных заболеваний, опухолей ЦНС, опухолей мягких тканей. Здесь проводятся исследования тканевого материала опухолей со всей страны.