Меню
Голас Любаншчыны

Поездка в Хатынь — лучшая прививка от забвения. Почему важно знать и помнить

Фото: Вячеслав Цуранов

Если сегодня мир оглох, а страны Запада, как старик Байден, предпочитают не слышать голос здравого смысла — тогда к нам, сюда, в Хатынь.

…Курлыканье журавлей. Осенью грустное, но дарящее надежду. Весной — пробуждающее, радостное. Все одолеем, выдержим, успеем. Лишь бы не было войны. Это так по-белорусски.

Представляю, как некоторые скривили лицо. Это точно не белорусы. Это космополиты, «эўрапэйцы», может, еще постгуманисты. Но не белорусы. Посыл «чтобы без войны» — это о главном, о том, что болит, что важно, о генной памяти нашего народа.

Теперь это важно не только белорусам. Всему миру. Курлыканье журавлей. А какое оно над поляной, окруженной лесом? Над поляной, вместившей в себя всю боль нашего народа? Какое оно, курлыканье журавлей над Хатынью?

Сжигали, потому что те были белорусами

…Радостные лица, ожидания встреч, в меру городская суета. После зимней передышки новый круговорот природного цикла. Кажется, белорусам даже солнце улыбается.

На календаре — двадцать второй день марта. День сакральный и в народном, и в религиозном представлениях. Воедино собраны золотые правила родовой памяти и истины христианской морали. На Полесье зовут весну — это древняя традиция. В православных храмах величают Сорок Севастийских мучеников, событию — 17 веков. И вот теперь — событие, от которого мурашки по коже: по всей Беларуси вспоминают жертв трагедии 80-летней давности.

Если отважные воины замерзли из-за веры во Христа, то беззащитные дети, старики и женщины заживо сгорели из-за того, что людьми звались. Белорусами. Голгофу для славян уготовила отборная раса инквизиторов нового миропорядка. От скорби, боли и теплоты человеческих сердец на этом клочке земли среди леса как слезы текли ручьи. Сама природа дополняет «Хатынь».

У холодного каменного памятника — бетонный столб с колоколом, на месте, где стояли теплые от человеческого дыхания деревянные избы. Женщина плачет. Здесь многие плачут. Эта женщина — по-особому. Она — внучка Владимира Яскевича. Одного из пяти детей, оставшихся в живых в Хатыни. На глазах 13-летнего мальчишки за три часа древнюю, пыльную, соломенную, деревянную деревню посыльные нации вычищенных улиц превратили в пепел. Ольга Липницкая смогла родиться и жить. А сколько белорусов так и не увидели солнце и весну? И все благодаря образцовому немецкому порядку. А можем ли мы сказать сейчас — «в каждой нашей семье плачут малые дети Хатыни» или глобалистский «джинглбелс» выветрил это из нашей памяти?

Похоже, нас таки приучили задирать голову от восхищения шпилями европейских ратуш и американскими небоскребами. Нас продолжают учить забывать, как склонять голову перед Непокоренным. Иосифом Каминским. Белорусом.

Дважды воскресшая

Человеческая трагедия отражена в камне. Но скорее от боли человеческих сердец, чем от времени разрушаются даже гранит и бетон. Три года назад после обследования решили: Хатынь надо реконструировать. В прошлом году Глава государства поручил создать здесь национальный Яд-ва-Шем. Когда камни мемориала покрылись бы мхом — это плохо, но не страшно. Беда, когда сердца белорусов покроются мхом забвения. Мемориалов много. Хатынь — одна. Поэтому Президент поставил задачу губернатору Минской области Александру Турчину: чтобы здесь сердце щемило. И тот справился. Сердце щемит…

«Хатынь» авторы создали вне времени. Слишком трагично и реалистично было для гротескной истории СССР. За смелое архитектурное решение новаторов хотели наказать, а мемориал — снести. Отстояли.

Новый музей — такой же вне времени, с единственным отличием. Таким его поручили сделать власти. О подвиге — да. И о трагедии. Мы не стесняемся своей боли и своих слез. Пускай стесняются те, у кого на заседаниях «эўрапляцаў» самодовольная улыбка.

Хатынь. Нет, это не национальный Яд-ва-Шем. Это белорусская Хатынь. Пускай мир, говоря о планомерном уничтожении наций, говорит и о Хатыни. Колокола. Это голос, крик Хатыни. Прислушайтесь: в этом —  правда, скорбь и сила Беларуси. Учитесь, культурные нации Европы. Учитесь у белорусов не сносить памятники. Учитесь у нашего народа высокой культуре памяти.

Говорят, на пепле цветы не растут. Ох, как еще растут. Если их поливать слезами целого народа, многих поколений. Теперь на пожарище звучит молитва. Построена церковь, такая же, которая была тогда в живой Хатыни.

Но у Бога нет мертвых. У Бога — все живые. Вот вам знак: равноденствие, птицы возвращаются в родные гнезда. Наши предки верили, что птицы — это души предков возвращаются домой.

Место покаяния для кукловодов

Крестоносцы любили сжигать белорусские деревни, запирая их жителей в церквах. Жителей Хатыни сожгли в сарае.

Бронная Гора, Благовщина, Тростенец, Озаричи, еврейские гетто и пункт по забору крови у детей Красный Берег — десятки и сотни тысяч убитых. Миллионы. Всю эту боль и ужас вместил один хатынский сарай. Вот она, тлеющая музейная стена, а угольки — каждая сожженная деревня Беларуси.

Из этого сарая можно выйти к свету, к солнцу, к весеннему воздуху. Услышать, как звонят колокола мемориала и нового храма в Хатыни, увидеть, как ветер ласкает ветки деревьев и многочисленные знамена в руках белорусов.

Из этого музейного сарая можно выйти. Из того, настоящего, хатынского, — нельзя.

Над Хатынью — курлыканье журавлей. Пускай Хатынь вспомнят. Но самые отъявленные постгуманисты вспомнят партизан, убитого олимпийского чемпиона — любимца Гитлера. Выльют на нас снова грязную ненависть свободной от нравственности правды прессы 90-х.

«Эўрапэйцы» начнут рассуждать про то, что это было отребье. Но кто отправил в Беларусь насильников и убийц под руководством Дирлевангера, чтобы сократить второй сорт людей? Те, кто в преддверии майданутых перемен отправил в Киев самых жестоких и идейных бандеровцев из Канады, США и Европы? Кто отправил клеймить огненным следом наши земли украинских, латышских, литовских и даже русских националистов? Те, кто сейчас создает карательные отряды диверсантов против нынешней Беларуси.

Весь это театр смерти уровня Нерона режиссировали и режиссируют западные арийцы, англосаксы. Сейчас они называют себя скромно — борцы за права демократий.

Так было всегда. Как доказательство — в шести залах музея создателям удалось вместить всю историю нашей борьбы за право быть белорусами. Каждый факт — как выстрел. Прямо в сердце. Музей — это профилактика от политической онкологии, забвения истории и, как следствие, предательства будущего своей государственности.

На интерактивной стене меняются века, а экскурсовод только уточняет: в таком-то столетии половина жителей страны уничтожена, в таком-то — треть….

Реки крови наших предков. Прям в полу, как гвозди в крест Христа, вбито это глубокое течение нашей памяти, аргумент нашей государственности, нашего права БЫТЬ, а не просто казаться.

В этом музее — многие ответы. Почему мы такие миролюбивые? Это ген белорусского характера.

Но нас, славян, уничтожали методично и технологично. Как это умеют делать педантичные цивилизации. Украинцам — танки, в Беларусь — технологии мятежа. Если бы не остановили вовремя, танки были бы и у нас тоже…

Почему мы такие трудолюбивые, но не такие богатые, как британцы? Потому что мы никогда не шли грабить чужие страны и континенты. Потому что мы делали колыбели для своих детей, а их враги — в огонь, в пекло войны. Под танки. Колыбель — это экспонат музея. В ней — макет Хатыни.

Разбитое зеркало мира, осколки надежд, непокоренная, как страна, девушка, идущая на эшафот. Над концепцией музея трудились лучшие умы исторической мысли страны.

Зеркало времени

До боли — эмоционально, до мурашек — правдиво. Ага. Знакомые символы. Бчб-повязка на лакее. Он улыбается хозяину нового порядка. Сейчас те же хозяева предлагают новый миропорядок.

У автора идеи нового мирового порядка 2.0 Шваба — нацистские предки. А у наших мятежников и космополитов? Они себя змагарами называют. Тьфу! Тот же заискивающий взгляд, то же восхищение европейскими порядками. Хоть сейчас готовы выполнить любой приказ. Те, с фотографий, пошли жечь живых людей, грабить чужие дома, насиловать беззащитных женщин и засыпать землей маленьких живых детей. А вы, нынешние «эўрапэйцы», не такие?

Тогда какие даты ближе: 3 июля, 9 мая, 22 марта или 25 марта?

Когда нормальная часть белорусов устремится (те, кто еще не успел) с цветами к Непокоренному, Вечному огню, Дереву жизни в нежилую, но живущую в памяти каждого белоруса Хатынь, некоторые будут пускать шарики определенного сочетания цветов. Как на повязках лакеев, улыбающихся хозяину нового порядка, а потом выполнивших приказ.

Уничтожать белорусов и Беларусь. Превращать в Хатынь. Не знают, не помнят или пытаются забыть? Но у нас есть прививка от забвения: вот такие деревни, которых нет на карте, но которые остались в памяти народа. Так что если кто не знает или забыл — «ИДИ И СМОТРИ».

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59